WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


На правах рукописи

АЛИБАЕВ ТИМУР ЛАЗОВИЧ

Совершенствование организационного механизма управления региональной программой энергосбережения

Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва 2012 Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный энергетический университет»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор Туфетулов Айдар Миралимович профессор ГОУ ВПО Казанский государственный энергетический университет Официальные доктор экономических наук, профессор, Федосова Раиса Николаевна, профессор оппоненты:

кафедры Экономики и антикризисного управления ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Доктор экономических наук, профессор Слиняков Юрий Владимирович, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Государственный университет управления

Ведущая организация: ГОУ ВПО Московский государственный областной университет

Защита диссертации состоится « 24 » октября 2012 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного Совета. Д 850.006.01 при НОУ ВПО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы» по адресу:

125319, г. Москва, ул. Планетная, д. 36, в аудитории 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы по адресу: 125319, г.

Москва, ул. Планетная, д. 36.

Автореферат разослан « 24 » сентября 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор экономических наук, доцент Л.А.Каргина 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Энергосбережение является одной из наиболее серьезных задач XXI века. От результатов ее решения зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. В настоящее время уровень энергоемкости ВВП России в 2-3 раза превышает аналогичный показатель развитых стран, что при росте цен на энергоресурсы делает экономику нашей страны затратной и неконкурентоспособной. Комфортное качество жизни должно обеспечиваться при условии экономии топлива и энергии во всех сферах жизнедеятельности человека, поскольку энергосбережение является существенным фактором устойчивого развития территорий, сбалансированного развития энергетики и экономики на длительную перспективу. Поэтому в последние десятилетия вопросы энергосбережения становятся одной из наиболее значимых общественных проблем и входят в ранг самых приоритетных направлений международной политики, на международном рынке уже возникла конкуренция в области энергосберегающих технологий, товаров и услуг, а энергоемкость продукции является ключевым фактором, определяющим ее стоимость.

Высокая энергоемкость отечественной продукции, снижение добычи топливно-энергетических ресурсов, повышение затрат на добычу и транспорт ТЭР, значительные уровни энергетических потерь, рост цен на топливо и энергию, глобальный экологический кризис — это те факторы, которые способствовали осознанию значимости проведения политики энергосбережения на государственном уровне в России. Реализация программ энергосбережения в рамках регионов позволит повысить конкурентоспособность предприятий, региональную энергетическую безопасность, сократить расходную часть субнациональных бюджетов, улучшить состояние окружающей среды и здоровье населения.

В последнее десятилетие в Республике Татарстан были сформированы и реализованы проекты программы энергосбережения, которые за периоды 2000-2005гг. и 2006-2010гг. позволили снизить энергоемкость ВРП региона на 28% и 17% соответственно. Последняя программа энергосбережения принятая на период 2010-2020гг. характеризуется развитием намеченных тенденций. Но для эффективного достижения целей программы и ее полной реализации возникает необходимость разработки эффективной системы управления, планирования, а также совершенствования организационного механизма реализации программы энергосбережения, что и обусловило актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросам управления и планирования программ энергосбережения посвящены труды таких авторов, как И.А. Башмаков, К.Н. Багриновский, В.Г. Баринов, О.И. Брагинский, Ш.М. Валитов, Г.Е. Гашо, Л.А. Голованова, Е.В. Мартынов, Г.Ф. Мингалеев и другие.

Среди ученых, занимающихся изучением и выявлением особенностей управления проектами с учетом региональных особенностей можно отметить Р.Д. Арчибальда, К.Ф. Грея, О.Н. Ильину, А.С. Козлова, Э.У. Ларсона, И.Л.

Мазур, А.С. Товб, Г.Л. Ципес, В.Д.Шапиро и других.

Исследования Н.А. Берштейна, Д.Н.Беглова, В.М. Володина, В.Б.Силантьева, В.Н. Парахиной, А.П. Панкрухиной, Н.А.Пляскиной, Л.И.

Ушвицкого посвящены актуальным аспектам координации в процессе управления программами, однако среди имеющихся научных и практических работ не достаточно уделено внимания проблемам управления, планирования и совершенствования организационного механизма региональных программ энергосбережения.

Целью диссертационной работы является совершенствование управления, планирования и организационного механизма реализации региональной программы энергосбережения в целях обеспечения повышения энергетической эффективности региона как важного условия достижения установленных целевых показателей развития субъекта Федерации.

В соответствии с целью диссертационного исследования в работе поставлены следующие задачи:

определить сущность и содержание функций координации региональных программ энергосбережения;

выявить принципы координации региональной программы энергосбережения в соответствии с принципами системного подхода;

проанализировать основные целевые показатели энергосбережения и энергоэффективности региональной программы и выявить ключевые направления энергосбережения, а также существенные характеристики программы энергосбережения Республики Татарстан;

проанализировать программы энергосбережения РФ и регионов Приволжского Федерального округа и разработать координационное поле целевых показателей программы энергосбережения на основе выявления цикличности их изменения и конкретизации прогнозных значений региональной программы;

разработать модель координации целевых показателей программы энергосбережения на основе коэффициентов эластичности и разработать иерархическую модель координации программы энергосбережения на основе принципов системности и выделить основные взаимосвязи элементов системы энергосбережения;

предложить рекомендации и организационный механизм координации региональной программы.

Объектом исследования является региональная программа энергосбережения на примере программы энергосбережения и энергоэффективности Республике Татарстан.

Предметом исследования является совокупность управленческих и организационных отношений, возникающих в процессе планирования и управления региональной программой энергосбережения.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили основополагающие экономические законы и фундаментальные труды классиков экономических теорий, отечественные и зарубежные труды по проблемам энергосбережения и энергоэффективности экономики России в целом, так и отдельных регионов, нормативно-правовые акты Российской Федерации, методические разработки, публикации в научной печати по исследуемой проблеме.

Информационной базой, обеспечивающей достоверность полученных результатов, являются статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, территориального органа федеральной службы государственной статистики, Министерства экономики РТ, Министерства промышленности и торговли РТ, Министерства энергетики РТ, Комитета по тарифам при Кабинете министров РТ.

В процессе исследования были использованы материалы программ энергосбережения РТ на периоды 2006-2010гг., и 2011-2020гг., практический и статистический материал, монографии, периодическая литература, публикации авторитетных экспертов в области энергосбережения.

Научная новизна работы заключается в обосновании теоретических и методических подходов к управлению региональной программой энергосбережения с учетом особенностей социально-экономической политики и координации направлений энергосбережения осуществляемых как на федеральном, так и региональном уровнях, а также разработке практических рекомендаций по совершенствованию организационного механизм в целях реализации региональной программы энергосбережения и энергоэффективности и обеспечения достижения целевых показателей.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:

1. Введена в научный оборот категория «региональная программа энергосбережения» под которой понимается мегапроект, состоящий из взаимосвязанных проектов, ориентированных на достижение общей цели, координация которых позволяет получить синергетическое преимущество, недоступное при управлении отдельными проектами, при этом на разных уровнях иерархии она обладает свойствами как программы, так и портфеля проектов.

2. Раскрыта сущность координации региональной системы энергосбережения как экономической категории, определяющая взаимосвязь основных элементов системы энергосбережения и реализацию организационного механизма обеспечения энергетической эффективности региона.

3. Предложен принцип многоконтурности региона, совершенствующий методические подходы к разработке и координации индикаторов энергосбережения и энергоэффективности.

4. На основе анализа региональных программ энергосбережения предложен метод разработки и модель координационного поля взаимосвязи региональных целевых показателей (индикаторов) энергосбережения (энергоемкость ВРП, потребление энергоресурсов, уровень ВРП), что позволяет уточнить прогнозные значения целевых показателей программы энергосбережения.

5. Разработаны координационные индикаторы согласованности основных целевых показателей системы энергосбережения региона и определены приоритетные иерархические взаимосвязи элементов, обеспечивающие совершенствование организационного механизма.

6. Разработан методический подход и предложена модель определения резерва энергосбережения на основе предложенных координационных показателей энергоэффективности в регионе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Концептуальные положения проведенного исследования, его теоретические и практические аспекты направлены на повышение энергоэффективности региональной экономики и достижение установленных целевых показателей. Разработанные методические подходы и рекомендации по энергосбережению могут быть использованы для совершенствования системы государственного управления энергосбережением и повышения энергоэффективности в регионе. Основой такого использования могут служить федеральные и региональные программы энергосбережения, при разработке которых были учтены выдвинутые автором рекомендации.

Результаты диссертационного исследования используются при разработке и чтении курсов по дисциплинам: «Региональная экономика», «Управление инновациями», «Институциональная экономика» «Ресурсосбережение», «Управление проектами», «Энергоменеджмент» и др. Научные выводы, экономико-математические модели могут служить в качестве теоретикометодической базы для дальнейшего исследования энерго и ресурсбережения в регионах.

Содержание диссертационного исследования соответствуют пунктам 3.15. «Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы»; 3.16. «Региональная социально-экономическая политика; анализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях» Паспорта ВАК России по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях. Результаты анализа региональных программ энергосбережения в курсах лекций дисциплин в ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» и ФГАО ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет. Построенные экономико-математические модели, а также практические рекомендации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности внедрены в практику деятельности Министерства экономики Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования город Казань, Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны, Агентства по энергосбережению РТ, муниципального образования город Уфа.

Апробация и внедрение результатов исследования подтверждается актами и справками о внедрении.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом авторским объемом 5,7 п.л., в том числе 3 статьи в журналах, входящих в перечень рекомендуемых ВАК России изданий для публикации материалов по докторским и кандидатским диссертациям авторским объемом 1,4 п.л.

Объем и структура диссертации Диссертационное исследование состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников из 125 наименований и 19 приложений.

Работа содержит 143 страниц основного текста, 8 таблиц, 31 рисунок.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, обозначена степень разработанности заявленной научной проблематики, определена цель и сформулированы задачи, а также сформулирована научная новизна научной работы.

В первой главе «Теоретические аспекты управления программами энергосбережения на региональном уровне» рассмотрены понятия и сущность программы энергосбережения как мегапроекта с позиции системного подхода; содержание понятия координации как функции управления региональными программами энергосбережения, предложены принципы координации программы энергосбережения.

Во второй главе «Анализ управления региональной программы энергосбережения (на примере Республики Татарстан)» предмет исследования рассмотрен через характеристики программ энергосбережения субъектов проведен анализ целевых показателей программ энергосбережения и организационного механизма, Выявлены направления координации проектов программ энергосбережения.

В третьей главе «Совершенствование управления проектами программы энергосбережения» разработано координационное поле целевых показателей программ энергосбережения, разработаны индикаторы энергосбережения на основе проведенного экономико-математического моделирования и определения резервов энергосбережения, обеспечивающие количественные взаимосвязи между показателями энергоэффективности на основе модифицированного метода анализа иерархий, что позволило дать рекомендации по совершенствованию организационного механизма координации региональной программы энергосбережения.

В заключении сформулированы выводы и результаты диссертационной работы.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 1. Введена в научный оборот категория «региональная программа энергосбережения» под которой понимается мегапроект, состоящий из взаимосвязанных проектов, ориентированных на достижение общей цели, координация которых позволяет получить синергетическое преимущество, недоступное при управлении отдельными проектами, при этом на разных уровнях иерархии она обладает свойствами как программы, так и портфеля проектов. Энергосбережением представляет собой деятельность, основной целью которой является снижение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Задача программы энергосбережения состоит в максимально эффективной организации работы по достижению данной цели, в том числе определении мероприятий, проектов и инвестиционных средств, обеспечивающих это повышение в определенных экономических условиях.

Факторами, вызывающими высокую энергоемкость экономики регионов и сдерживающими проведение энергосберегающей политики, являются: а) значительный физический и моральный износ энергетического оборудования (в среднем по России износ на объектах ТЭК составляет от 50 до 80%, в РТ, соответственно, до 50-70%); б) высокие потери при производстве, передаче и потреблении тепловой, электрической энергии и воды. В соответствии с региональной программой энергосбережения в основном потери энергии сосредоточены в потребляющем секторе экономики; в) ограниченность финансовых средств для внедрения энергосберегающих технологий, повсеместной установки приборов учета энергоресурсов. В Республике Татарстан (РТ) проекты повсеместной установки приборов учета осуществляются крупномасштабно и имеют высокий уровень реализации, однако, возникает ряд проблем с использованием результирующих данных приборов учета и нормативных уровнях энергопотребления; г) незначительное использование местных, возобновляемых и вторичных источников энергии. В РТ проводятся значительные исследования в области использования альтернативных источников энергии, однако масштабных проектов в данной области не формируется. Более того, альтернативным источникам энергии отводится незначительная роль и, соответственно, в региональной программах энергосбережения, этой области отводится незначительная роль. На наш взгляд, это значительный недостаток, который приводит к несогласованности целевых показателей программ энергосбережения РФ и РТ Эффект энергосбережения представляет собой разность затрат, необходимых на добычу (производство) и доставку энергоресурсов к потребителю, и расходов на осуществление энергосберегающих мероприятий, отнесенную к единице сэкономленной энергии. При затратах на энергосбережение меньших, чем затраты на добычу, производство и доставку энергоресурсов до конечных потребителей, имеет место абсолютная экономическая эффективность энергосберегающих мероприятий.

Основные элементы энергосбережения можно представить в виде рис. 1.

Энергосбережение (целевые показатели) Добыча (Производст- Потребление энерго Распределение энерво) энергоресурсов ресурсов горесурсов Энергетический сек- Сетевая инфраструктура тор Рис.1. Элементы энергосбережения, формирующие процесс взаимосвязи проектов энергоэффективности, формирующие организационный механизм энергосбережения.

Строительство и ЖКХ Бюджетные организации Сельское хозяйство Транспорт и связь Промышленность Региональная программа энергосбережения может рассматриваться как совокупность проектов и мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в соответствии со стратегическими приоритетами региона.

Стратегические приоритеты региона обусловливают специфику различных региональных проектов в области энергосбережения.

2. Раскрыта сущность координации региональной системы энергосбережения как экономической категории, определяющая взаимосвязь основных элементов системы энергосбережения и реализацию организационного механизма обеспечения энергетической эффективности региона. По нашему мнению, программа управления и развития региона представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов и мероприятий, нацеленных на достижение общей цели. Особый приоритет среди всех функций управления приобретает функция координации, которая влияет на согласованность отдельных проектов программы энергосбережения, устанавливает соподчинение отдельных функций управления и, как следствие, формирует организационную систему энергосбережения.

Ключевыми моментами координации является взаимосвязь и согласованность действий определенного набора субъектов. Сущность координации заключается в обеспечении на всех этапах управленческого цикла согласованности действий определенного круга субъектов. При этом необходимо учитывать наличие интереса (нетождественность целей) у каждого из субъектов.

Сущность функции координации программы энергосбережения на региональном уровне мы раскрываем в двух аспектах: 1) установление взаимодействия и согласованности деятельности субъектов управляющей системы управления энергосбережением, под которыми подразумеваются предприятия, институты, государственные органы управления и другие участники хозяйственной деятельности, которые могут реализовать проекты, нацеленные на достижение целей программы. В данном случае роль координации заключается в создании условий для реализации проектов (нормативнометодическое, консультационное, информационное и прочее обеспечение) и механизмов, мотивирующих организации к реализации проектов (экономические, административные меры); 2) согласованность целевых показателей управляемой системы, под которой подразумеваются сектора энергосбережения (производства, преобразования, потребления) и непосредственно их проекты энергосбережения на основе определение секторов с наибольшим потенциалом и наибольшей отдачей и наличие резервов. Предлагаемые направления координации представлены нами на рис. 2.

Координация программы проектов энергосбережения Координация содержания проКоординация деятельности субъектов граммы энергосбережения (участников) программы Координация целевых показаОрганизация эф- Регулирование метелей программы фективного взаи- ханизмов, стимулимодействия участ- рующих участников ников программы к реализации проек- Координация секторов энерго энергосбережения тов программы сбережения Координация проектов программы энергосбережения Рис. 2. Предлагаемые направления координации программы проектов энергосбережения 3. Предложен принцип многоконтурности региона, совершенствующий методические подходы к разработке и координации индикаторов энергосбережения и энергоэффективности. Координация охватывает всю систему управления энергосбережением во времени, при этом элементы системы управления энергосбережением формируют сложный организационно-проектный механизм. Для успешной реализации намеченных целей программы функция координации должна реализовываться посредством выделения двух взаимодействующих контуров: административного регулирования и регулирования деятельности на региональном уровне. Таким образом, функция координации должна базироваться на предлагаемом нами принципе многоконтурности (рис. 3). Внутренний контур обеспечивает эффективное скоординированное взаимодействие участников программы на территории Республики Татарстан, а также релевантные информационные потоки между участниками.

Целесообразность в управлении энергосбережения использовать комбинированное управление по отклонению, с выделением наиболее значимого принципа – многоконкурентности.

Организационный механизм координации программы энергосбережения Внешний контур Внутренний контур Взаимодействие с федеральными Взаимодействие предприятий, органами власти министерств, ведомств, финансовых учреждений, НИИ, инжиниринговых компаний Взаимодействие с другими Республики регионами РФ Взаимодействие с муниципальными образованиями Рис. 3. Выделенные контуры координации участников программы Данный принцип предполагает разработку методов и подходов к анализу основных показателей эфергоэффективности энергосбережения региона, управленческих решений, оценки их эффективности, базирующихся на обоснованности внутрисистемной неконфликтности.

В настоящее время наблюдается исключительно локальное развитие системы, сосредоточенное в основном по внешнему контуру.

Принцип многоструктурности предполагает внедрение нормативной системы оценок показателей энергопотребления и энергоэффективности, обязательность учета при производстве, переработке, транспортировке, хранении, распределении и потреблении энергетических ресурсов, а также обязательность учета топливно-энергетических ресурсов.

Учет принципов мобильности и адаптивности координации определяет способность системы координации программы реагировать на изменения внешней среды, которая проявляется через постоянную трансформацию на основе стратегического планирования организации управления, а также адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования в условиях рынка.

Таким образом, программа энергосбережения региона, взятая за конкретный интервал времени, может рассматриваться как сложный мегапроект, координация которого должна осуществляться в двух направлениях: координация участников, координация содержания, включающая координацию целевых показателей, секторов энергосбережения, входящих проектов. Координация программы должна обеспечивать эффективное взаимодействие участников программы, согласованность их целей, а также согласованность целевых установок программы, выбор наиболее приоритетных секторов энергосбережения.

4. Предложен метод разработки координационного поля целевых показателей программы энергосбережения, позволяющего уточнить показатели энергоемкости ВРП и прирост энергопотребления. Анализ ряда региональных программ Приволжского округа (в частности, Пензенской, Самарской, Ульяновской областей) показал, что регионы ориентированы на снижение энергоёмкости валового регионального продукта на 40%. На наш взгляд, данный целевой показатель вызывает определенные сомнения в реализации, т.к. в большей степени носит декларативный характер.

Сопоставляя доли в общем объеме потребления и структуру затрат программ анализируемых регионов можно отметить, что масштаб потребления при выборе приоритетных подпрограмм, аналогичным секторам экономики не учтен. Большая доля затрат приходится на промышленность (без выделения электроэнергетики), население и ЖКХ. Как показали результаты нашего исследования на примере РТ, в целом, затраты по отраслям в течение всего периода реализации программы растут (затраты приведены в сопоставимых ценах) (см. рис. 4).

Рис. 4. Затраты на Программу энергосбережения Республики Татарстан в сопоставимых ценах 2010г.

Наибольший клад предполагается в подпрограмму строительство и ЖКХ (53%). При этом доля потребления данного сектора в общей структуре составляет всего 4%, на втором месте энергетическая промышленность, на которую приходится 55% общего объема потребления и 27% объема инвестирования. При этом стоимость реализации энергосберегающих проектов в данном секторе дороже, чем в других, что не учитывается при определении достижимого эффекта экономии энергоресурсов.

По результатам многофакторного компонентного анализа основным целевым показателем системы энергосбережения является показатель энергоемкости товарной продукции, т.к. позволяет дифференцированно исследовать агрегированный показатель энергоемкости ВРП и уточняет значение целевого индикатора установленного на его основе. Наиболее важным энергоресурсом в системе энергосбережения является природный газ, его использование в системе энергосбережения является доминирующим. Данный ресурс связан с такими показателями как затраты на добычу первичных топливных ресурсов и объем добычи. На уровень энергоемкости ВРП существенное влияние оказывает соотношение производства электрической и тепловой энергии, именно уровень потерь тепловой энергии является существенным фактором в системе энергосбережения. Цены на газ и цены на добычу топливных ресурсов взаимосвязаны. Использование газа в промышленности и населением требует особого внимания в системе энергосбережения.

На снижение энергоемкости ВРП, кроме реализации программных проектов, оказывать влияние могут факторы, которые должны учитываться отдельно и не включаться в цель программы. Целесообразным здесь является проведение факторного анализа и выявление величины снижения энергоемкости ВРП за счет реализации программных проектов.

Учет влияния влияющих факторов ставит задачу конкретизации целевого показателя и выделение роли программы среди прочих.

Энергоемкость ВРП может быть рассмотрена как система взаимосвязанных показателей – валового регионального продукта и уровня потребления энергетических ресурсов в экономике. При этом в программе приведены абсолютные значения роста ВРП и отдельно значения изменения потребления энергетических ресурсов.

При координации программы энергосбережения возникает необходимость отслеживания как целевого показателя – энергоемкости экономики, так и энергоэкономических показателей, на него влияющих. Таким образом, возникает потребность в разработке модели координационного поля, основанная на реализации принципов системности и взаимосвязи. Модель должна обеспечивать формирование целевого показателя, который зависит, с одной стороны, от объема потребляемых на территории Республики Татарстан энергетических ресурсов в отчетном периоде, а с другой, от значения валового регионального продукта.

При этом потребление энергетических ресурсов должно быть устремлено к минимальному значению, ВРП к максимальному, что задано требованием развития экономики региона. Получим систему целевых состояний системы для программы энергосбережения:

ЭВРП min;

(1) Bi min;

ВРПi max, где ЭВРП – энергоемкость валового регионального продукта, т.у.т /млн.руб.;

bi - объем потребления энергии в i отрасли, т.у.т.

Целевым показателем энергетической системы энергосбережения является не показатель энергоемкости, как дискретная величина, а его уровень изменения, подлежащий управлению. Определим показатели, влияющие на изменение энергоемкости ВРП. Рассмотрим изменение энергоемкости в периоде времени t как разницы двух дискретных состояний энергоемкости.

(2) где Э2- энергоемкость ВРП в конце отчетного периода, т.у.т /млн.руб.; Эi - энергоемкость ВРП в начале отчетного периода, т.у.т/млн.руб.; b2 – объем потребления энергии в конце отчетного периода, т.у.т.; b1 – объем потребления энергии в начале отчетного периода, т.у.т.; ВРП2 – значение валового регионального продукта в конце отчетного периода, млн. руб.; ВРП1- значение валового регионального продукта в конце отчетного периода, млн. руб.; k1 – темп роста объема потребления энергоресурсов, %; k1 – темп роста объема потребления энергоресурсов, %.

Для наглядной координации целевого показателя программы, а также влияющих на него других показателей энергосбережения, должно выполняться следующее условие:

Эimax;

(3) bimin;

ВРПimax.

где,Эi – темп снижения энергоемкости продукции за период t, %; bi– прирост потребления энергетических ресурсов за период t, %; ВРПi– прирост валового регионального продукта за период t,%; t – период реализации программы.

Интерпретация предлагаемой координации целевых показателей может быть представлена в виде графической модели в соответствии с рисунком 5.

Предлагаемая модель отображает в одной системе координат связь всех заданных в системе целевых функций параметров, включая срок реализации программы, с целью выявления их взаимозависимости и согласованности.

Эi, % bi, % C B E A t 2013 2017 2020 D ВРПi, % Рис. 5. Предлагаемая модель координации целевых показателей программы энергосбережения Переход от абсолютных показателей к относительным позволяет обеспечить сопоставимость данных и возможность сравнения разных программ энергосбережения как регионов между собой, так и в разных программ в рамках одного региона, а также своевременно внести корректировки или предполагаемые прогнозные изменения показателей.

Разработанная нами модель, позволяет с помощью трехмерной координатной системы установить зависимость целевого показателя программы – снижения энергоемкости ВРП от темпов роста ВРП, темпов роста энергопотребления и срока реализации программы. Введение такого показателя как время позволяет оценивать выполнение проектов энергосбережения и достижимость энергоэкономических показателей и является также важным параметром отбора проектов и их реализаций.

На графике получено два трехмерных квадранта, каждый их которых образован пересечением трех плоскостей. За базовый год в рамках действующей программы энергосбережения целесообразно взять 2010 г., поскольку именно относительно него задано целевое состояние энергоемкости ВРП (снижение к 2020 г. относительно 2010 г. энергоемкости ВРП на 30,8%). При снижении ВРП относительно предыдущего года можно отложить соответствующую координату по одной из осей.

Ограничением в применении данной модели является невозможность ее использования в случае стагнации экономики, то есть при снижении ВРП ниже относительно уровня базового года. Если прирост ВРП становится отрицательным – модель не применима. Однако, вероятность падения ВРП на сегодняшний день крайне низка, поэтому примем ее как ограничение, существенно не влияющее на результат. На другой оси представим прирост экономии первичных энергоресурсов в процентах к базовому году. При этом модель также не применима для ситуации, когда уровень потребления первичных энергетических ресурсов опустится ниже уровня базового года, так как прирост в данном случае будет отрицательным. Таким образом, на каждой из осей реализует возможность отображения значения целевых индикаторов программы, а также возможность наглядно изобразить их взаимосвязь.

Охарактеризуем каждую из плоскостей с точки зрения анализа эффективности программы энергосбережения, а также возможности координации показателей реализации программы.

Координатная плоскость «Эi - t» отражает целевое значение показателя программы в течение срока реализации программы. При этом tag показывает заданную программой скорость снижения энергоемкости ВРП, известный как коэффициент эластичности. Это позволяет сравнить по показателю напряженности разные энергосберегающие программы РТ и позволяет совместить программы энергосбережения до 2005 года, 2010-2020 гг. и определить разрыв целевых показателей.

Часть плоскости «ВРПi – t»показывает, как изменяется значение валового регионального продукта в течение срока реализации программы. При этом часть плоскости «bi, % - t» показывает изменение во времени прироста потребления энергоресурсов. Сам по себе данный показатель является малоинформативным, так как не позволяет отследить степень влияния на энергоемкость продукции, однако может применяться в случае роста ВРП обеспеченного внедрением новых проектов на первой фазе жизненного цикла. В нашем случае интересно взаимное изменение прироста энергопотребления и прироста валового регионального продукта, которое будет показывать снижение энергоемкости продукции, анализ которого был выполнен ранее.

Если рассмотреть квадрант, ограниченный осью ординат и частью оси аппликат «Эi-ВРПi» то можно увидеть, как изменяется энергоемкость продукции относительно изменения валового ВРП.

Другой симметричный квадрант плоскости «Эi-bi» позволяет отобразить скорость изменения прироста потребления энергоресурсов относительно снижения энергоемкости.

5. Разработаны координационные индикаторы согласованности основных целевых показателей системы энергосбережения региона и определены приоритетные иерархические взаимосвязи элементов, обеспечивающие совершенствование организационного механизма. Для обеспечения согласованности целевых показателей имеющихся результатов энергосбережения и тактических задач необходимо определить уровень проявления положительного эффекта при существующей системе управления энергоресурсами в регионе. В соответствии с принципам системности, многоконтурности, на наш взгляд, необходимо основные целевые показатели программы энергообеспечения представить в виде матрицы согласования индикаторов энергообеспечения и энергопотребления, которые определяются на основе статистических данных.

Таким образом, предлагаемая модель согласованности индикаторов имеет вид:

, где i = 1 …n; k = 1…m; k K (4) где: - ретроспективное, фактическое или ожидаемое значение индикатора i, компоненты подсистемы энергосбережения K.

Пороговые значения индикаторов оцениваем по следующей шкале:

PtR t ; Ii1 Iit Ii h k k f (Ii ) РtP, (5) h Iit1 I t ih, при Ii Ii t1 Ii t Ii t h k k k k R p Где: Pt ; Pt - фактические значения показателей потребления и постуtпления (обеспечения) или использование энергоресурсов; Iit1, Ii ; Iit ; - индексы, соответственно в ретроспективном периоде, прогнозном периоде и фактическое значение индикатора на текущий момент.

6. Разработан методический подход и предложена модель определения резерва энергосбережения на основе предложенных координационных показателей энергоэффективности в регионе. Резерв экономии энергии сильно зависит от достигнутого уровня производства, или уровня энергоиспользования, а, следовательно, потенциал энергосбережения в данный момент времени, причем, если проводимые энергосберегающие мероприятия позволили сформировать располагаемый резерв экономии следовательно может в дальнейшем быть более низким, чем в начале реализации проекта или программы.

Уровень энергосбережения Iiможно определить на основе сравнения интегрального показателя ei и пороговых значений en и emin. На основе данных сравнения можно определить наличие энергосбережения в результате силы проявления определенных индексов и, следовательно, сосредоточение положительного эффекта энергосбережения в исследуемой системе управления, а именно в элементах системы энергообеспечения и энергопотребления.

Для выявления направлений (потенциала) энергосбережения, на наш взгляд, необходимо рассмотреть согласованность основных агрегированных показателей энергосбережения. На основе проведенного многофакторного анализа нами были выявлены основные компоненты и линии взаимосвязи, на основе которых были определены данные индикаторы координации программы энергосбережения. Наш анализ главных компонентов позволил, согласно принципа системности и многоконтурности, и иерархической взаимосвязи отдельных элементов системы энергосбережения, выделить три основных характеризующих блока энергосбережения характеризующие координационные индексы, которые представлены в таблице 1.

Таблица Структура и индикаторы главных компонент энергосбережения региона Главные компоИндикаторы Ii нентные подсистемы энергосбережения 1.Ресурсно - произ- 1.1. Индикатор, характеризующий доминирующий ресурс – приводственная компо- родный газ, в общем потреблении котельно-печного топлива в нента регионе 1.2. Индикатор, характеризующий уровень добычи нефти к потреблению доминирующего ресурса в регионе – природного газа 1.3. Индикатор, характеризующий производство энергоносителей и потребление энергоносителей в регионе 2. Производственно 2.1. Индикатор, характеризующий уровень располагаемой мощ– потребляющая ности энергосистемы региона и пропускной способности систекомпонента мы передачи к мощности ТЭС 2.2 индикатор, характеризующий доминирующий энергоресурс потребления ( электрическая энергия) к потреблению природного газа 2.3. индикатор стоимости добычи 1 т нефти и цены на природный газ 3. Компонента ко- 3.1 индикатор потребления электрической энергии населением к нечного потребле- общем объеме спроса промышленным сектором ния и использования 3.2 индикатор материалоемкости ВРП энергоресурсов 3.3 индикатор уровня цен на тепловую энергию и потребляемую электрическую энергию промышленных потребителей.

Показатели экономической эффективности региональной программы энергосбережения на основе предлагаемых координационных индексов представлены в табл. Таблица Определение экономической эффективности региональной программы энергосбережения на основе предлагаемых координационных индексов Валовый региональный продукт По данным существующей Результаты исследований программы энергосбережения Расчеты на основе дуговых Расчеты на основе предлакоэффициентов эластично- гаемых индексов выявленсти ного потенциала энергосбережения Ежегодный прирост 5,26% Ежегодный прирост 5,22% Ежегодный прирост 5,66% в (коэффициент 0,0526) (индекс 0,0522) год (индекс 0,056) При существующем прогно- 1% прироста ВРП обеспе- При ежегодном приросте на зе прироста ВРП снижение чивает прирост топливно- 5,66% ВРП ежегодный приэнергоемкости в среднем энергетических ресурсов на рост использования топливсоставляет 3,3% 0,28%, следовательно при но-энергетических ресурсов ежегодном приросте 5,22 составляет 1,58. Снижение ВРП ежегодный прирост энергоемкости соответствуиспользования топливных ет 3,55%, соответственно ресурсов составляет 1,46. эффект от реализации наших Снижение энергоемкости предложений составляет составляет 3,27%, соответ- 0,25%.

ственно эффект снижается на 0,03%.

Выводы и предложения 1. В результате проведения расчетов можно выделить следующие группы секторов по степени приоритетности реализации программы: а) энергетическая промышленность; б) химия и нефтехимия, строительство и ЖХК, топливная промышленность; в) машиностроение, транспорт и связь; г) легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность.

2. Проведенные в исследовании расчеты позволили нам ранжировать выделенные технологические мероприятия в интересах повышения энергоэффективности региональной экономики и достижение установленных целевых показателей следующим образом: а) повышение тепловой защиты, теплоизоляция; б) модернизация котельных (ГТУ, ПГУ); в) совершенствование технологического процесса; г) модернизация силового оборудования; д) газификация транспорта; е) использование вторичных ресурсов; ж) альтернативные источники энергии; з) установка приборов учета.

3. Основой создания программы повышения энергоэффективности региональной экономики является программно-целевой метод. Данный метод призван увязать цели с ресурсами при помощи программ. Каждая программа – это система проектов мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей».

4. Наш анализ организационного механизма координации программы энергосбережения Республики Татарстан показал, что внутренний контур координации предусмотрен и регламентирован в программном документе, в то время как внешний контур не предусмотрен и взаимодействие с внешними субъектами осуществляется стихийно и не скоординировано, что приводит к наличию информационных разрывов, несогласованности действий различных субъектов между собой и неполному соблюдению принципов программно-целевого метода.

5. Важным условием реализации региональной программы энергосбережения является создание эффективного механизма координации, основанного на принципе многонтурности.

По теме исследования опубликованы следующие работы Монографии 1. Алибаев Т.М. Теоретические аспекты координации проектов программы энергосбережения в регионах. - Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: Коллективная монография./ Под ред. И.Т.

Насретдинова, д.э.н., проф. – М.: Российский университет кооперации, 2012.

– 31/3,2 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ 2. Алибаев Т.Л., Структуризация мероприятий региональной программы энергосбережения на основании проектного подхода // Микроэкономика.

2012. №2. – 0,5 п.л.

3. Алибаев Т.Л., Региональная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности: проектный подход // Транспортное дело России.

2011. №9 (94). – 0,5 п.л.

4. Туфетулов А.М., Алибаев Т.Л., Совершенствование организации и управления энергосбережением в регионе на основе цикличности индикаторов программы энергосбережения и энергоэффективности // Казанский экономический вестник, 2012 г. - № 1, 0,8/0,4 п.л.

Научные статьи и доклады в прочих изданиях 5. Алибаев Т.Л., Координация региональной программы энергосбережения (на примере программ энергосбережения Республики Татарстан) // Актуальные вопросы развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции (20 апреля 2012 года), в 2-х томах, Том 1, редкол.: Горохов А.А. (отв. Ред.), Юго-Зап. гос. ун-т., Курск, 2012, - 0,2 п.л.

6. Туфетулов А.М., Алибаев Т.Л., Проблемы управления эффективной системой энергосбережения в крупных городах // Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека: материалы докладов итоговой научно-практической конференции. Том 1.

– Казань: Изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2012. – 0,8/0,п.л.

7. Алибаев Т.Л., Теоретические подходы к определению содержания и факторов энергосбережения программы региона // Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2012. - №3, - 0.5 п.л.







© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.