WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


 

  на правах рукописи

КУЛИКОВ Алексей Анатольевич

Ресурсы модернизации многоукладной экономики

национальных Республик Юга России

Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

  А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2012

Работа выполнена  на кафедре «Экономика и управление» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Научный руководитель - доктор экономических наук,

профессор

Аносова Людмила Александровна

Официальные оппоненты - доктор экономических наук, профессор

  Руководитель Центра регионального развития

       ФГБУН РАН  Института экономики  РАН 

       Валентей Сергей Дмитриевич

-  кандидат  экономических наук, доцент

Ведущий научный сотрудник лаборатории

               микроэкономического прогнозирования

               ФГБУН РАН Института народнохозяйственного

прогнозирования РАН

               Галецкая Раиса Анатольевна

Ведущая организация -  ФГБУН РАН Институт проблем

региональной экономики РАН

Защита диссертации состоится  14 сентября 2012 г. в 12 часов на заседании Диссертационного Совета Д.226.003.01 во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-ый Вешняковский  пр-д, д.4, ауд. 113.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-ый Вешняковский  пр-д, д.4, ауд. 113.

Объявление о защите и автореферат размещены на сайте www.vgna.ru и направлены для размещения на сайте www.mon.gov.ru 13 августа 2012 г.

Автореферат разослан  13  августа 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного  совета, 

кандидат экономических наук 

доцент                В.М.Смирнов

Общая характеристика работы



Актуальность темы исследования.

  Национальные республики Юга России1  относятся к числу регионов, развитие которых осуществляется по ресурсно-сырьевой модели при наличии все еще не преодоленных последствий деиндустриализации, произошедшей в период перестройки  90-х годов, когда  промышленность в них была свернута, а персонал промышленных предприятий (в основном русскоязычное население) переместился в другие регионы России, в результате чего основу их экономики стали составилять сегменты доиндустриального, полуиндустриального, мелкотоварного уклада (этноэкономика). В секторе этнокономики производится от  30% до 80% отдельных видов продукции и услуг массового потребительского спроса, значительная часть которой находится в «тени» (по различным оценкам в теневом секторе в этих республиках  производится от 50% до 70 % ВРП и в нем  трудится  почти четвертая часть экономически активного населения).  Больше всего этноэкономика распространена в Республике Дагестан и Ингушетии, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Республике Северная Осетия.

В настоящее время экономика национальных республик Юга России имеет отчетливо выраженный многоукладный характер: по экспертным оценкам - доиндустриальный сегмент (полунатуральное, мелкотоварное производство) составляет примерно  50%; индустриальный сегмент  – 45%;  инновационный сегмент – 5%. Такому типу экономики соответствует  структура занятости  коренного населения, в большинстве занимающегося мелким и средним бизнесом, отдавая приоритет торговле и ремеслам перед профессиями, связанными с наукоемким (в первую очередь промышленным) производством.

  В технологическом отношении национальные республики Юга России  находятся на начальной стадии внедрения прогрессивных способов производства и инноваций: по большинству показателей инновационного развития  они отстают как от среднероссийских показателей, так и от средних показателей своих округов. Так, в  2010 г. доля инновационной продукции в ВРП в них  составляла всего 0,5-0,4%, в целом во всех республиках было использовано всего 2,4 тысячи передовых производственных технологий (это только около 1% в общероссийском масштабе), передовые производственные технологии были созданы  только в двух  республиках – 7 в Республике Дагестан и 3 - в Кабардино-Балкарской Республике.

Как по уровню социально-экономического,  так и  по уровню развития инновационной сферы национальные республики Юга России  существенно различаются: например,  по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, и по численности персонала, занятого исследованиями и разработками,  лидером среди республик Юга России  является Республика Дагестан; и в определенной степени в Кабардино-Балкарской  Республике и Республике Северная Осетия–Алания,  хотя в них вместе взятых столько же организаций, выполняющих исследования и разработки, как в Республике Дагестан, а численность персонала, занятого исследованиями и разработками даже меньше.

Несмотря на то, что проблематика модернизации в нашей стране уже много лет является  популярной,  пространственно-территориальный ее аспект мало разработан, особенно  это касается исследования теоретико-методологических проблем и разработки  инструментария для оценки ресурсов модернизации российских территорий с многоукладной экономикой и низким уровнем инновационного развития, для оценки степени готовности их к модернизации. Многие аспекты формирования государственной региональной политики и разрабатываемыми в последнее время региональными программами стратегического развития на долгосрочную перспективу, связанные с инновационным развитием,  требуют доработок и уточнений.

  Цель и задачи исследования. 

Цель исследования -  оценка состояния ресурсов модернизации экономики национальных республик Юга России.

  Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

- обосновать теоретические подходы к определению понятия «модернизация социально-экономического развития»;

- показать особенности социально-экономического развития национальных республик Юга России в контексте проблем модернизации  и выявить причины многоукладного характера развития их  экономики;

- дать оценку природно-ресурсного, экономического и человеческого потенциала национальных республик Юга России для обоснования возможностей инновационного пути развития;

  -  определить  роль качества трудовых ресурсов, инвестиций и инноваций  как важнейших факторов модернизации экономического развития  национальных республик Юга России;

- обосновать приоритетные направления социально-экономической политики, направленные на активизацию модернизационных процессов  в национальных республиках  Юга России.

  Объект исследования регион с многоукладной экономикой и низким уровнем инновационного развития.

Предмет исследования – природно-ресурсный, человеческий,  экономический потенциал модернизации социально-экономического развития национальных республик Юга России.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды  в области современной экономической теории, а также труды отечественных и  зарубежных ученых по проблемам регионального развития.  Среди них работы: Амирханова М.М., Авксентьева В.А.,  Ахмедуева А.Ш.,  Батиева Л.В., Батова Г.Х.,  Гранберга А.Г., Дзуцева Х.В.,  Иншакова О.В.,  Колесникова Ю.С.  Лексина В.Н.,  Матишова Г.Г., Митрофановой И.В., Окрепилова В.В., Петросянца В.З., Сагидова Ю.Н., Усковой Т.В.  и др.

В диссертации использованы методы экономико-статистического, абстрактно-логического и социологического анализа, социально-экономического прогнозирования  и другие общепринятые методы научного исследования.

Информационной базой исследования  стали аналитические материалы и нормативно-правовые документы по регулированию социально-экономического развития в России и в отдельных регионах;  материалы национальной и региональной статистики, в том числе  справочно-аналитические материалы органов управления СКФО и ЮФО, а также входящих в их состав национальных республик Юга России; результаты социологических обследований, проведенных в различные годы в различных республиках Юга России;  публикации  российских и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования  определяется следующими основными результатами:

- предложена методика оценки потенциала и уровня модернизации региона; систематизированы блоки природно-ресурсных, экономических и демографических индикаторов, характеризующих возможности  их использования для ускорения процессов модернизации;

- выявлены  причины многоукладного характера развития экономики национальных республик Юга России; дана оценка роли этноэкономики  в  экономическом развитии этих республик  и определены возможности использования ее ресурсов в процессе экономической модернизации; 

- показано, что многоукладность экономики связана с преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам, что  наибольший прогресс в инновационной деятельности достигается в тех республиках, которые обладают более развитым промышленным потенциалом, что подтверждает тезис о том, что на данном этапе национальные республики Юга России  больше нуждается в индустриализации, на базе которой будет проходить инновационное преобразование экономики, чем в отдельных инновациях;

-  доказано, что национальные республики Юга России имеют благоприятные условия для модернизации агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, промышленности, транспорта, но эти преимущества остаются нереализованными: ресурсы используются недостаточно эффективно; республики не пользуются инвестиционной привлекательностью из-за низкого уровня развития экономики и социальной сферы, нестабильности социально-политической обстановки; увеличивается дифференциация между республиками, между их отдельными территориями и слоями населения;

  - обоснованы приоритетные направления социально-экономической политики, направленные на активизацию модернизационных процессов  в национальных республиках  Юга России.

  Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы для  дальнейшей разработки методических подходов при разработке экономической и социальной  политики России и ее регионов.

Практическое значение работы  состоит в возможности использования ее результатов при подготовке конкретных рекомендаций по совершенствованию регулирования экономических и социальных  процессов  в СКФО и ЮФО, а также в национальных республиках Юга России, входящих в их состав. Кроме того они могут быть использованы при разработке целевых комплексных программ по экономическому и социальному  развитию в других регионах России.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались  на 12-ой международной, межвузовской научно-практической  конференции «Национальные интересы Российской Федерации и финансовое оздоровление экономики» (декабрь, 2010 г.)

Основное содержание диссертации опубликовано в 4 печатных  работах общим объемом  7,3 п.л., в том числе 3 статьи в научных изданиях,  определенных ВАК Минобрнауки РФ для публикации основных результатов исследований на соискание ученой степени доктора наук.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения,  списка использованной литературы из 126 наименований.  Общий объем работы – 194 стр.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы, цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В работе рассмотрены методологические аспекты исследования проблем социально- экономической модернизации. Среди существующих определений понятия модернизации наиболее часто встречается ее узкое определение: модернизация – это современная экономика, экономика информационных технологий и инноваций. В широком понимании -  модернизация это процесс целенаправленного системного преобразования экономических, научно-технических, социально-культурных и политических механизмов  развития общества.

  В  нашем исследовании различается экономическая и социальная модернизация. Экономическая модернизация – это структурные, технологические и институциональные изменения во всей национальной/региональной экономике, направленные на повышение ее  конкурентоспособности. Под социальной модернизацией мы понимаем протекающий в разнообразных формах с учетом особенностей национальных культур и исторического опыта народов процесс, благодаря которому традиционные (доиндустриальные) общества осуществляют модернизацию не только в технико-экономической, но и в социальной и культурной  сферах, т.е. в социальном плане модернизация представляет собой совокупность процессов урбанизации, развитие системы  образования, усиление пространственной и социальной мобильности населения, ведущих к формированию современного общества в противовес традиционному. Поэтому главным в процессе модернизации выступает само общество: технологическая модернизация возможна  там, где общество способно к воспроизводству, к внедрению и использованию новшеств.

  Модернизация социально-экономического развития (как у узком, так и в широком  понимании) – это комплексная задача.  По мнению экономистов в основе современных модернизационных преобразований должна лежать  трансформация экономики в инновационную экономику («экономику знаний») и достижение высокого уровня развития. Социологи и политологи с модернизацией связывают развитие институциональных преобразований, социальную защищенность общества, ликвидацию бедности и неравенства. Деловые круги ожидают от модернизации улучшения инвестиционного климата и условий ведения бизнеса.





Учет регионального разреза модернизационных процессов для России  является особенно актуальным,  т.к. разрыв между регионами в уровне показателей, характеризующих инновационный процесс, один из самых высоких по сравнению с другими социально-экономическими различиями.

При определении стратегии модернизации в регионах необходимо прежде всего определить имеющийся в каждом из них имеющийся  потенциал и ресурсы для модернизации. Под потенциалом модернизации  территорий мы понимаем совокупность  природных, производственных, финансовых, человеческих ресурсов территорий, обусловливающих их возможность к внедрению новейших научно-технических достижений и технологий, осуществлению прогрессивных структурных сдвигов и  институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности экономики.  Под ресурсами модернизации мы понимаем совокупность имеющихся материальных, финансовых и нематериальных активов, являющихся результатом или собственного накопления, или заимствований, которые могут быть использованы в целях осуществления перехода экономики к новому технологическому укладу.

Существующие  методики оценки потенциала модернизации во многом еще несовершенны, требуют уточнения и расширения. Во многом это связано с несовершенством и ограниченностью статистической базы (особенно республиканской), с одной стороны, а, с другой стороны,  еще  не сложилось общего понимания того, какие показатели должны лежать в его основе.  Поэтому чаще всего используются различные экспертные оценки.

  В нашей работе для характеристики потенциала модернизации  использована методика кластерного анализа, суть которой заключается в разбиении множества  признаков на однородные группы, или кластеры. На основе матрицы расстояний, базирующихся на средних показателях, группируются наиболее близкие объекты: т.е. образуются кластеры с самыми высокими и самыми низкими, средними и т.п. показателями. Преимущество кластерного анализа со­стоит в том, что он позволяет проводить разбиение объектов не по одному признаку, а по целому их набору. Мы предлагаем следующую систему индикаторов для оценки  потенциала модернизации территории (табл. 1).

Табл. 1.Структура индикаторов для оценки потенциала модернизации территории

Группа

Подгруппа

Значимость показателя

Природно-ресурсный потенциал

Наличие на территории запасов полезных ископаемых, сельскохозяйственных угодий, возможностей для туризма

Ресурсный потенциал модернизации

Производственный потенциал

Стоимость основных фондов в расчете на душу населения (руб.) и

степень износа основных фондов (%);

2. Фондоотдача  (объем ВРП в расчете на один рубль основных фондов) (руб.)

3. Доля инновационно-активных организаций в общей численности организаций (%)

4. Объем инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (%)

1. Состояние производствен-

ных фондов

2. Эффективность использо-

вания основных фондов

3. Восприимчивость экономики к инновациям

4. Уровень инновационности производства

Финансовый потенциал

1. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения (руб.)

2. Внутренние затраты на исследования и разработки по отношениюк ВРП (%)

1. Уровень финансового обеспечения стратегических задач социально-экономического развития

2. Степень приоритетности задач научно-инновационного развития

Демографический  потенциал

1.Общая численность и структура населения - половозрастная, город-село, этническая, физическое и психическое здоровье населения, продолжительность жизни населения); охват населения образовательными учреждениями всех уровней (человек и в %)

2. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия в расчете на душу населения (руб.)

1.Человеческий ресурс модернизации

2. Степень приоритетности задач человеческого развития

Трудовой

потенциал

Охват населения профессиональным образованием всех уровней (число учащихся и выпуск специалистов); доля работников со средним специальным и высшим образованием в расчете на 100 тыс. населения

Интеллектуальный ресурс модернизации

Научно-исследовательский  потенциал

Число научно-исследовательских организаций и численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 100 тыс. населения

Степень привлекательности научно-инновационной сферы для трудовых ресурсов

Социокультурный  потенциал

Уровень жизни населения  (денежные доходы и расходы населения, доля социальных выплат, денежные затраты федерального и местного бюджета; потребление продуктов питания и  товаров длительного пользования; обеспеченность жильем); обеспеченность социальной инфраструктурой; социальный комфорт (уровень преступности)

Степень неравенства материальных возможностей и доступа к экономическим благам; уровень экономической исключенности групп населения  из процесса модернизации

Инфраструктурный потенциал

Число абонентов службы передачи данных и телематических служб в расчете на 10 тыс. населения

Уровень использования  информационно-коммуникационных технологий

Анализ статистического материала показал, что низкий потенциал (и экстремальный  риск для инвесторов) имеют  Республика Ингушетия и Чеченская Республика; незначительный потенциал (и высокий риск для инвесторов) имеют Республика Калмыкия,  Карачаево-Черкесская Республика,  Республика Северная Осетия-Алания; пониженный потенциал (и  высокий риск для инвесторов) - Республика Дагестан; незначительный  потенциал (и умеренный риск для инвесторов) - Республика Адыгея и Кабардино-Балкарская Республика.

  Национальные республики Юга России имеют ряд специфических особенностей, прямо влияющих на процесс модернизации.

  • Национальные республики Юга России -  высокодотационные: основная часть (более половины) доходов консолидированных бюджетов национальных республик Юга России  формируется за счет дотаций из федерального центра. Самая высокая доля безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах в 2010 г. была в Республике Ингушетии и Чеченской Республике  - соответственно 89% и 87%;  в  расчете на душу населения безвозмездные поступления самые большие были в Чеченской Республике - 46 тыс. руб. и Республике Ингушетия – 35 тыс. руб., в то время как в других республиках они меньше – по 19 тыс. руб. в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Калмыкии,  по 16 тыс. руб. в Республиках Дагестан и Адыгее, 15 тыс. руб. в Республике Северная Осетия-Алания и 14 тыс. руб. в Кабардино-Балкарской Республике.  Однако дотации в них используются  в основном для нужд социальной сферы, на решение текущих социально-экономических задач, и в меньшей степени - на развитие реального сектора экономики, на модернизацию экономики.
  • Экономика национальных республик Юга России имеет отчетливо выраженный многоукладный характер: в них есть элементы различных укладов, способов и форм хозяйствования, широкое распространение получила этноэкономика, которая в  первый период реформ 90-ых годов выполнила роль компенсатора. Однако с этноэкономикой связан ряд негативных явлений, к которым  относятся теневая экономика, традиционализм, клановый протекционализм, кумовство и местничество как способ сдерживания прогресса, масштабное иждивенчество, низкая занятость, отсталые технологии, культ непроизводственной сферы деятельности и др. Негативный потенциал традиционной этноэкономики создает механизмы торможения, повышая  уровень рисков хозяйствования; нарушает устойчивость развития при консервации традиционных форм хозяйствования, жестко адаптированных к прошлому и пространственно-временным параметрам жизни этноса в его регионах2.
  •   Теневая экономика получила распространение практически во всех сферах жизни национальных республик Юга России. Высокая доля теневой экономики в промышленности характерна для Республики Дагестан (более 23%), Республики Калмыкии (примерно 20%), Республики Северная Осетия и Кабардино-Балкарской Республики (более 17%). Самую высокую долю теневая экономика  имеет в сельском хозяйстве Республики Дагестан (более 82%), Республике Северная Осетия (почти 80%), Кабардино-Балкарской Республике (более 73%), Республике Калмыкии (почти 50%).  К основным видам деятельности, по которым неучтенный оборот составляет наиболее высокие объемы,  относятся  производство и продажа нефтепродуктов (Чеченская Республика,  Республики Ингушетия и  Дагестан);  производство спирта и алкогольных напитков, в том числе конрафактных (Республика Северная Осетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан);  торговля оружием (Республики Дагестан и Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Калмыкия); браконьерство, кустарная переработка морепродуктов и контрабанда (Республика Дагестан);  производство и вывоз продуктов сельского хозяйства и продовольствия,  оказание услуг в туристических и курортных зонах, торговля оружием и наркотиками (это относится ко всем все республикам, хотя и в различной мере). Кроме того  в условиях высокого уровня коррупции в национальных республиках Юга России значительная часть бюджетных средств, направляемых в бюджетные секторы (управление, здравоохранение, образование), расхищается или становится инструментом влияния властных кланов, подпитывая теневой сектор. 
  • Есть еще  одна специфическая проблема, имеющая прямое отношение к развитию модернизационных процессов социально-экономического развития  в национальных республиках Юга России – это отток из них русскоязычного населения.

Русские в большинстве национальных республик Юга России являются крупнейшей этнической группой населения, но доминирующим этносом -  только в  Республике Адыгее, где на их долю по данным последней переписи населения 2010 г. приходится более  половины (63,6%) общей численности населения. В других  национальных республиках  русские занимают в этническом составе населения существенную долю только в Карачаево-Черкесской Республике (31,6%) и  Республике Калмыкии (30,2%), в которых русское население составляет почти третью часть, а также в Кабардино-Балкарской Республике (22,5%) и Республике Северная Осетия (20,8%), где оно составляет пятую часть населения. В остальных республиках их доля  меньше: в Республике Дагестан – 3,6%, в Чеченской Республике – 1,9%, в Республике Ингушетии – 0,5%. Однако, как свидетельствуют данные переписи населения 2010 г.,  во всех без исключения республиках и абсолютная численность и удельный вес русского населения в общей численности населения этих республик по сравнению с данными переписи 2002 г. снизились.

  Если причиной такого снижения в период перестройки стали миграционные процессы, которые  в большинстве случаев носили «стрессовый» характер и были связаны с наличием на Северном Кавказе зон военных конфликтов, то в настоящее  время национальные республики Юга России  уже осуществляют регулирование миграционных потоков по этническому признаку: поощряют репатриацию соотечественников (представителей своей этнической группы), и фактически создают условия для дальнейшего оттока русскоязычного населения. 

  Такое изменение этнической структуры населения в национальных республиках Юга России не способствует модернизационным процессам, т.к. во-первых, на фоне оттока русского населения из национальных республик и притока к  ним представителей титульных национальностей  закрепляется процесс этноизоляции:  в Республике Ингушетии и Чеченской Республике это уже свершившимся факт;  во-вторых, масштабный миграционный отток русского населения из национальных республик сопровождается сворачиванием многих видов экономической деятельности: массовый исход русского населения из Ингушетии, Чечни,  Дагестана сопровождается стагнацией  ключевых сфер экономики, что влечет за собой потерю в этих республиках значительной части профессионально подготовленной трудоспособной части населения (однако ни в одной из этих республик не предпринимаются меры по удержанию этой части населения) и др.

  В работе дана оценка природно-ресурсному, населенческому и экономическому потенциалу национальных республик Юга России  с точки зрения  обеспечения модернизации социально-экономического развития. Национальные республики Юга России обладают рядом преимуществ: они имеют удобное географическое расположение по отношению к крупным рынкам;  благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса;  природные ресурсы (запасы нефти и газа в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Дагестан; цветных металлов в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан и Северная Осетия, Карачаево-Черкесской Республике;  строительное  сырье практически имеется во всех республиках); имеют незагруженные мощности (производственные площадки, на базе которых возможно наращивать производство); относительно развитую транспортная сеть (железные и автомобильные дороги) и т.п.  Кроме того, наличие равнинных, приморских, предгорных и высокогорных ландшафтов, различных видов минеральных вод и лечебных грязей, комфортные климатические условиями способствует развитию системы курортно-рекреационного хозяйства.

  • Демографическая база трудового потенциала национальных республик Юга России  формируется в благоприятных для модернизации экономического развития условиях:  в условиях стабильной динамики общей численности населения; благоприятной половой структуры населения; относительно «молодого» населения;  роста абсолютной численности  населения в трудоспособном возрасте и роста его доли  в общей численности населения.  (табл. 2).

Табл. 2. Удельный вес национальных республики Юга России  в основных общероссийских социально-экономических показателях в 2010 г. (%)

Адыгея

Дагестан

Ингушетия

Кабар-Балка-

рия

Калмы-

кия

Карач-ЧеркесРесп.

Северная

Осетия

Чечен-

ская Респ.

Площадь территории

0,05

0,29

0,02

0,07

0,44

0,08

0,05

0,9

Численность населе-

ния на начало 2011 г.

0,3

2,1

0,3

0,6

0,2

0,3

0,5

0,9

Среднегодовая числе

нность занятых в экономике

0,2

1,4

0,1

0,5

0,2

0,3

0,4

0,4

ВРП в 2009 г.

0,1

0,8

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,2

Основные фонды в экономике

0,1

0,8

0,0

0,2

0,1

0,1

0,2

0,2

Инвестиции в основной капитал

0,1

1,3

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,4

Экспорт

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Импорт

0,0

0,2

0,0

0,0

0,0

0,1

0,0

0,0

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ: всего

0,07

0,21

0,02

0,1

0,04

0,05

0,08

0,13

в том числе

в  федеральный бюджет

0,02

0,05

0,01

0,02

0,03

0,02

0,01

0,01

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. Росстат, М., 2011,

с.28 - 31.

  • В целом доля национальных  республик Юга России в общероссийских показателях невелика. В национальных республиках Юга  России в целом производится всего лишь 1,8% ВРП страны,  на их долю  округа приходится 1,7% всех основных фондов страны, 2,4% инвестиций в основной капитал, 0%  во внешнеторговом обороте. Из национальных республик Юга  России в целом поступает налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ только 0,7%,  а в федеральный бюджет и того меньше – 0,17%.

Несмотря на относительно высокий рост ВРП в период 2000-2010 гг. ни в одной из республик  его размер в расчете на душу населения не превышает среднероссийский уровень; фактически сохраняется разрыв в его величине между лидером (Республикой Дагестан) по величине производства ВРП в расчете на душу населения и среднероссийским показателем в 2,5 раза, а разрыв между отстающей по этому показателю Республикой Ингушетией он стал даже больше - в 6,2 раза (в 2000 г. – 5,9 раз); между самими республиками также сохраняется разрыв по  этому  показателю почти в 2,5 раза.

Главную роль в производстве ВРП в национальных республиках Юга России занимает  сельское хозяйство.  Самая большая доля сельского хозяйства в производстве ВРП в Республике  Калмыкии, где она составляет почти третью часть его общего объема; в Карачаево-Черкесской Республике – почти четвертую часть; почти пятую – в Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской Республиках, в остальных – от 10% до 16%.

  Однако по общему объему производства продукции сельского хозяйства только Республика Дагестан занимает важное место в экономике России:  она входит в первую двадцатку  субъектов РФ по производству  сельскохозяйственной продукции (занимая 18-ое место), а также Кабардино-Балкарская Республика, хотя в этой республике производится вдвое меньше чем в Республике Дагестан общего объема произведенной  сельскохозяйственной продукции  (и она занимает только 36-ое место). Таким образом, основными производителями сельскохозяйственной продукции среди национальных республик Юга России являются Республика Дагестан и Кабардино-Балкарская Республика, в которых производится больше сельскохозяйственной продукции, чем во всех остальных республиках вместе взятых.

По специализации сельскохозяйственного производства национальные республики Юга России делятся на три группы: первая – ориентированные преимущественно на растениеводство  Кабардино-Балкарская Республика и Республика Адыгея; вторая -  ориентированная в равной степени и на растениеводство и на животноводство  Республика Дагестан; третья -  специализирующиеся на животноводстве Карачаево-Черкесская Республика, Республики Калмыкия, Северная Осетия, Ингушетия и Чеченская Республика.

В аграрном секторе национальных республик Юга России  преобладает производство  в личном подсобном хозяйстве населения. Особенно это касается  производства животноводческой продукции: так,  94%-97%  мяса производится в личных подсобных хозяйствах населения в Чеченской Республике,  Республиках Адыгее и Дагестане;  83% в Республике Ингушетии; 72% в Республике Северная Осетия, 58% в Республике Калмыкии. Практически все производство молока  (от 80% до 97,5%) сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения.  В целом в национальных республиках Юга России в личных подсобных хозяйствах населения производится более двух третей всей сельскохозяйственной продукции (например, в Республике Дагестан – 83%, в Чеченской Республике – 82%,  Республике Ингушетии 77%,  Республике Северная Осетия – 73% ).

Хотя сельское хозяйство в национальных республиках Юга России имеет серьезный потенциал, в настоящее время  потребность населения республик в основных социально значимых продуктах за счет собственного производства не удовлетворяется. Например, картофелем самообеспеченность в Республике Калмыкии на 70%, в Чеченской Республике на  33%; овощами в Калмыкии на 80%, в Чеченской Республике на 27%, Республике Ингушетии на 4%; мясом Республике Ингушетии на 30%, Чеченской Республике на 55%, в Республике Дагестан на 80% и т.д.

В отраслях промышленности в целом только в 4-ех республиках (Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгее, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия) производится 15%-18% ВРП, а в остальных только 6%-8%, что гораздо меньше среднероссийского показателя (более 31%). При этом основную роль в производстве ВРП в промышленности  играют отрасли обрабатывающей промышленности только в 3-ех республиках – Республике Адыгее, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, где их доля составляет немногим более 10% ВРП, что в 2 раза меньше среднероссийского уровня.

Среди национальных республик Юга России только промышленный комплекс Республики Дагестан имеет достаточный потенциал для формирования индустриальной экономики в регионе, способной в дальнейшем обеспечить высокие темпы экономического  развития: основу промышленного комплекса составляют предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную наукоемкую продукцию и использующие, как правило, разработки научных организаций региона.

  Большие возможности национальные республики Юга России имеют для развития туризма, хотя в настоящее время на них из общего потока туристов на Юг России приходится только 4,5%, основная часть которых посещает Республику Адыгею и Кабардино-Балкарскую Республику. Развитие туристического комплекса национальных республик Юга России сдерживается как отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, так и низким уровнем развития транспортной сети.

  Таким образом, в целом структура производимого в национальных республиках Юга России  ВРП  отличается от среднероссийской: высокой долей сельского хозяйства, высокой долей торговли, а также  высокой долей отраслей образования и здравоохранения,  небольшой долей промышленного производства.

  В работе дан анализ основных факторов модернизации  экономики национальных республик Юга России.

  • Важным фактором модернизации является качество трудовых ресурсов, прежде всего уровень его образования, а также эффективность его использования. По уровню высшего (полного и неполного) профессионального образования занятого населения большинство республикпревосходят среднероссийский  уровень: если в среднем в России доля занятого населения с высшим профессиональным образованием  составляет почти 29%, то в них -  до 36%. Доля занятого населения со средним и начальным профессиональным образованием  во всех без исключения  республиках ниже среднероссийского уровня  (47%). В то же время во всех национальных республиках Юга России  выше доля занятого населения вообще не имеющего образования: например, в Чеченской Республике, Республике Северная Осетия и Кабпрдино-Балкарской Республике доля занятого населения без образования она составляет от 1,6% до 1,3%, в Республике Калмыкии 0,9% (при среднероссийском показателе 0,3%).

  В  национальных республиках Юга России ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы  –  выше. Наиболее затяжной характер безработицы в Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Республике Калмыкии и Кабардино-Балкарской  Республике: в этих республиках среднее время поиска работы составляет от 9 месяцев до  12,5 месяцев. В национальных республиках Юга России среди безработных больше мужчин, примерно треть (31% - 35%)  безработных в возрастной группе 20-29 лет, а также в  самых экономически активных возрастных группах – от  30 до 50 лет - она во всех остальных республиках  выше  чем в среднем по России. Основная часть  безработных в национальных республиках Юга России – люди, не имеющие профессионального образования, а также с высшим (полным и неполным)  образованием (в Республике Северная Осетия они составляют четвертую часть безработных, в Республиках Дагестан, Адыгее, Калмыкии и Ингушетии – пятую часть  общего числа безработных).

Это говорит о том, что качество  профессионально-образовательной подготовки  трудового потенциала в национальных республиках Юга России  не отвечает современным требованиям рынка труда, а сфера образования еще не в полной мере ориентирована на кадровое обеспечение стратегии модернизации развития экономики. По нашим оценкам структурная (несоответствие квалификации работника имеющимся вакансиям) часть безработицы в этих республиках  составляет 35%-40%, она вызвана нехваткой специалистов с навыками новых профессий.

  • Производственно-технологический потенциал модернизации отраслей напрямую зависит от объема инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в большинстве национальных республик Юга России в период  2000 – 2010 гг.  увеличивался. Самый большой рост инвестиций в основной капитал в этот период был в Чеченской Республике  (более чем в 40 раз) и в Республике Дагестан (более чем в 33 раза), а также в Карачаево-Черкессой Республике (более чем в 14 раз).

  Однако по уровню инвестиций в экономику в расчете на душу населения все национальные республики Юга России  отстают от среднероссийского уровня (64 тыс. руб.):  Республика Дагестан – в 1,6 раза;

Чеченская Республика, Республики Адыгея и Калмыкия – в 2 – 2,5 раза;  Республика Северная Осетия и Карачаево-Черкесская Республика – в 3,3 и 3,5 раза;  Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия – в 4 и 4,2 раза. Среди субъектов РФ национальные республики Юга России  по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения занимают последние места, даже Республика Дагестан и Чеченская Республика в этом списке находятся только на 50-ом и 64-ом местах.

  Основная доля инвестиций в основной капитал в национальных республиках Юга России направляется в строительство нежилых зданий и сооружений: половина и более в Республике Северная Осетия (50%) и Республике Ингушетии (66%); почти половина (более 48%) в Республике Калмыкии; более 40% (42%) в Карачаево-Черкесской Республике и более трети (34% -39%)  в остальных республиках. Что касается доли инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства, то в большинстве национальных республиках Юга России  сюда направляется треть общего объема инвестиций. Поэтому современное состояние основных фондов с оценки  потенциала модернизации экономики большинства национальных республик Юга России можно охарактеризовать как неудовлетворительное не только потому, что высока доля изношенных фондов, но и потому,  машины и оборудование в их составе во многих случаях являются не только физически, но и  морально устаревшими.

  • Инновационное развитие национальных республик Юга России  находится на низком уровне.

По уровню развития инновационной сферы национальные республики Юга России  существенно различаются, что обусловлено неравномерностью их социально-экономического развития (табл.3).

Табл. 3.  Основные показатели развития инновационной деятельности в 

  федеральных округах РФ в 2010 г.

Адыгея

Дагестан

Ингушетия

Каб-Балка-

рия

Калмы-

кия

Карач-ЧеркесРесп.

Сев.Осетия

Чечен-

ская Респ.

Число организаций, выпол

няющих исследования 

6

29

4

14

7

6

15

8

Численность исследо-

вателей (человек)

в том числе 

с учеными степенями

327

71

1642

516

95

32

677

276

199

74

491

134

643

190

412

243

Затраты на научные исследования и разработки (млн. руб)

59

674

18

436

62

268

231

110

Затраты на технологиче

ские инновации (млн.руб) 

152

52

-

215

-

129

86

-

Выдано патентов на полезные модели

2

26

1

4

-

8

19

2

Число используемых

передовых производст-

венных технологий

120

1793

-

192

6

70

18

298

Инновационная актив-

ность организаций (%)

10,0

6,7

-

8,3

-

4,3

7,7

0,8

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)

9,0

5,9

0,1

7,4

-

12,0

1,8

13,6

Источник: Табл. 1,2,3 составлена по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. Росстат, М., 2011, с.778-779, 780-781, 786-787, 788-789, 806-807,810-811, 812-817.

  В настоящее время по сравнению с 2000 г.,  во-первых, число организаций, выполняющих исследования и разработки увеличилось только в Республике Адыгее, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия-Алания, в Карачаево-Черкесской Республике и появились такие организации в Чеченской Республике  и Республике Ингушетии , только в Республике  Калмыкии их число сократилось (с 9 до 7); во-вторых, доля организаций, выполняющих инновационную деятельность в общем числе организаций увеличилась только в Республике Адыгее, Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания; в Республике Дагестан она осталась на прежнем уровне; в-третьих,  численность персонала, занятого исследованиями и разработками, почти в 2 раза  увеличилась только в Республике Адыгее, и появилась в Республике Ингушетии и Чеченской Республике, в остальных республиках она  сократилась. 

Среди национальных республик Юга России  лидирует по численности исследователей с учеными степенями Республика Дагестан, а также  Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики.

В период 2000 – 2010 гг. затраты на исследования и разработки  многократно возросли во всех национальных республиках Юга России: от 13 и 10 раз в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкии до 6 раз в Республике Адыгее. Еще более значима динамика затрат на инновационные разработки:  в Кабардино-Балкарской Республике  они увеличились в 72 раза, в Республике Дагестан  – в 34  раза, в Карачаево-Черкесской Республике – в 21,5 раза, в Республике Адыгее – в 15 раз. В то время как в  Чеченской Республике,  Республике Ингушетии  и Республике Калмыкии их не было вовсе.

  В целом среди национальных республик Юга России в настоящее время самые большие затраты на исследования и разработки, а также на технологические инновации  осуществляются в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, а также в Карачаево-Черкесской Республике и  Республике Северная Осетия.

В результате роста  затрат на исследования и разработки вырос объем инновационных товаров, работ и услуг, особенно в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках (где в 2000 г. фактически такого рода товары и услуги отсутствовали). По объему инновационных товаров, работ и услуг республики можно ранжировать следующим образом: первое место занимает Чеченская Республика, вслед за ней  идут Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия, а также Республика Ингушетия (в которой реализуется меньше миллиона инновационных товаров и услуг, а в  Республике Калмыкии такого вида товаров и услуг вообще не производится).

Лидерами по общему количеству выданных патентов и на  полезные модели являются Республика Дагестан и Республика Северная Осетия.

  • Задачи ускорения модернизационных процессов в национальных республиках Юга России нашли отражение в уже утвержденных Министерством регионального развития РФ «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.», «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» и  «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. В этих документах  стратегической целью объявлено  обеспечение ускоренной модернизации и диверсификации  экономики. В рамках осуществления этой цели основными задачами инновационной деятельности провозглашено инновационно-технологическое перевооружение отраслей  промышленности, подъём промышленного производства, рост потребления услуг науки и образования, формирование экономических факторов развития социальной  сферы. На 2013-2020 гг. в национальных республиках Юга России планируется фаза активного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки должны стать инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования республик, а также содействие их интеграции в общероссийскую экономику. При этом в области инвестиционной поддержки развития приоритет отдается обеспечению со стороны государства, главным образом  в форме софинансирования за счет средств федерального бюджета в конкретные проекты.

В «Стратегиях…» определено приоритетное развитие с внедрением инновационных технологий в каждой республике, о чем подробно говорится в работе. Подчеркнем только, что во всех республиках предусматривается развитие туризма. Развитее туризма самым тесным образом связывается  с необходимостью активного внедрения новых технологий, что должно привести  к формированию инновационных кластеров, основная задача которых - стать «полюсами роста»  экономики.

В заключении сформулированы сновные выводы диссертационного исследования.

  В  национальных республиках Юга России существует многоукладность экономики с выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам; инновационные проекты преимущественно связаны  с развитием АПК, санаторно-курортной зоны, использованием природных ресурсов; производительность труда ниже среднероссийского уровня, в них высокая степень износа основных производственных фондов (составляющая в отдельных отраслях экономики более 50%) и сохраняется тяжелое финансовое положение большого числа предприятий, не имеющих средств для модернизации и технического перевооружения производства; недостаточно развита инновационная инфраструктура, в целом результативность инновационных процессов низкая. 

Демографическая база трудового потенциала национальных республик Юга России  формируется в благоприятных для модернизации экономического развития условиях, но имеются факторы, способные тормозить  модернизацию экономического развития, к ним относится  низкий уровень урбанизации;  основная часть населения занята в сельском хозяйстве и торговле; уровень экономической активности и мужского и женского населения в целом  ниже  чем в среднем в России;  высокий  уровень безработицы;  по уровню профессионального образования  занятого населения республики  отстают от среднероссийского уровня; подготовка квалифицированных кадров снизилась и качество  профессионально-образовательной подготовки  трудового потенциала  не отвечает современным требованиям рынка труда: сфера образования еще не в полной мере ориентирована на кадровое обеспечение стратегии модернизации развития экономики.

  Медленное развитие  модернизационных процессов в национальных республиках Юга России связаны прежде всего с их инвестиционной непривлекательностью. Хотя в действительности инвестиционный потенциал республик Юга России высок, но  значительная его часть в настоящее время отведена под теневой сектор. Учитывая это, инвестиционная политика должна проводиться одновременно по двум направлениям: с одной стороны, привлечение новых инвесторов и, с другой стороны,  создание условий для «выхода из тени», то есть стимулирование к инвестиционной деятельности имеющихся производителей.  В результате сохранение государственных инвестиций в социальную сферу и поддержка государством частных инвесторов (как отечественных так и зарубежных) должны привести к сокращению дифференциации в экономическом и социальном развитии  республик Юга России.

Основными угрозами развитию инновационной деятельности в национальных  республиках Юга России в перспективе являются наметившиеся  тенденции, во-первых,  отставания уровня технологического развития ключевых секторов их экономики  от среднероссийского уровня аналогичных секторов экономики; во-вторых,  старение научных кадров и замедленные темпы модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, ведущие к практическому исчерпанию преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала; в-третьих,  снижение расходов на исследования и разработки в условиях сохраняющегося бюджетного дефицита при одновременном росте издержек на воспроизводство человеческого капитала и генерирование инноваций.

Стратегическим  направлением модернизации экономики национальных республик Юга России как субъектов с низким уровнем инновационного развития  должно стать прежде всего формирование инновационной модели развития.  Реализация инновационной политики в каждой республике  требует мер государственной (федеральной) и региональной (на уровне округа и республики) поддержки формирования благоприятного инновационного климата и повышения инновационной восприимчивости к инновационной деятельности.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

научных изданиях

  1. Куликов А.А. Инновационное развитие – главный фактор модернизации экономики национальных республик Юга России  //Экономика, налоги, право. №3. 2012 – 1 п.л.
  2. Куликов А.А. Экономический потенциал модернизации социально-экономического развития национальных республик Юга России //Экономика, налоги, право. №4. 2012 – 2 п.л.
  3. Куликов А.А. Роль человеческого потенциала в обеспечении социально-экономического развития национальных республик Юга России //Горизонты экономики. №2. 2012 – 1,3 п.л.

 

  Другие публикации

  1. Куликов А.А. Методологические аспекты исследования проблем социально-экономической модернизации.  СПб.: ИПРЭ РАН, 2011 – 3 п.л.

1 Национальные республики Юга России до 2010 г.  входили в состав Южного федерального округ (ЮФО), после разделения этого округа две  республики – Адыгея и Калмыкия остались в составе ЮФО, а 6 – Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания и Чеченская Республика  вошли во вновь образованный Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО).

2 Но в то же время этноэкономика в национальных республиках Юга России имеет большой потенциал в том случае, если они последуют примеру Китая, Индии, Бразилии, Греции, Франции, Италии и других стран, активно развивающих туризм. Именно  этноэкономика определила во многом успех этих стран в сфере туризма, целенаправленно использующих свой природный комплекс, традиции, народное творчество, историю и т.п.






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.