WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


 

На правах рукописи

Кривоносов Роман Валерьевич

Организационно- экономический механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора региона (на материалах Краснодарского края)

Специальность: 08.00.05 -  Экономика и управление народным  хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Краснодар 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор кафедры 

  экономики и финансового менеджмента

  ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

  технологический университет

                              Хуажев Олег Закиреевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,

  зав. кафедрой экономики и ВЭД

                                ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

  аграрный университет

      Мельников Александр Борисович

                             

кандидат экономических наук, доцент  кафедры 

управления персоналом

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный

университет

                                Боллер Елена Александровна

Ведущая организация: ФГБОУ  ВПО «Воронежская государственная

  лесотехническая академия»

Защита состоится «21» мая  2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.100.07 при Кубанском государственном технологическом университете по адресу: 350020, г. Краснодар, ул. Красная,135, ауд.147

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного технологического университета по адресу: 350072,  г. Краснодар, ул. Московская, 2, корп. А

Автореферат разослан «  » апреля  2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

канд.экон.наук,  доцент  Л.И. Соколова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. При усиливающейся дивергенции в условиях формирования региональных территориально - локализованных подсистем национального экономического пространства приоритетной задачей становится разработка модели управления этими подсистемами, представляющую собой территориальную концентрацию совокупности взаимосвязанных между собой бизнес - интересов предприятий, а также государственных и общественных социально-экономических институтов, необходимых для развития конкурентных преимуществ лесопользования и региональных экономических систем в целом. Это актуализирует проблему использования инновационных процессов в управлении формированием и развитием региональных экономических систем, обусловливает потребность в научном обосновании алгоритмов создания эффективных предприятий, разработке организационно-экономических инструментов систем управления с учетом отраслевых и региональных особенностей развития территорий, а также анализа факторов внешней и внутренней среды региональной экономической системы.

Проблемами совершенствования методов регулирования лесного сектора экономики занималась большая группа отечественных и зарубежных ученых. Исследования в этой области в последние 20 лет проведены А.В. Антоновым, Н.А. Бурдиным, Н.А. Медведевым, Н.А. Моисеевым, Н.И. Кожуховым, В.А. Кондратюком, А.П. Петровым, В.Н. Петровым, М.В. Тацюном, С.В. Починковым, А.И. Закировым, В.Л. Берестовым и др. Теоретические и методологические аспекты исследуемой научной области разрабатываются зарубежными учеными, такими как: Хучек М., Шер А.В., Шварц Г., Звехл С.Е.В., Кэмбл Р. и др.

Анализ их научных трудов показал, что многие ученые уделяют значительное внимание изучению различных аспектов эффективности использования новых моделей управления предприятиями в форматах отраслей и региональных экономических систем. В то же время недостаточно изученными остаются проблемы формирования организационно- экономических инструментов с учетом отраслевых и региональных особенностей развития территорий. Кроме того, следует отметить недостаточность практических разработок по вопросу оценки эффективности систем управления в условиях неопределенности внешней среды. Поэтому необходимость усиления научной составляющей в верификации функциональной действенности организационно-экономических инструментов развития  технологий управления с учетом анализа факторов внешней и внутренней среды региональной экономической системы определила направленность исследования диссертационной работы и обоснование его цели и задач.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка организационно-экономических инструментов формирования механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора, на основе экономической оценки и рационального использования его лесосырьевой базы в формате региональной экономической системы в целях обеспечения ее конкурентоспособности.

Для достижения цели исследования в диссертации поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

- раскрыть сущность и выявить факторы устойчивого развития регионального отраслевого комплекса в современной экономике;

- исследовать методы регулирования развития регионального лесного сектора в условиях рыночной экономики и концептуальные подходы к их совершенствованию;

- выявить экономические и институциональные предпосылки формирования пространственно локализованных экономических систем;

- разработать концептуальную схему формирования механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики Краснодарского края;

- определить тенденции развития лесопромышленного комплекса и лесопользования в Краснодарском крае, с выявлением ключевых проблем  и направления их решения;

- обосновать адаптивно - инструментарный аппарат принятия организационно-экономических решений по управлению взаимодействием предприятий;

- предложить обоснованную методику оценки экономической доступности лесосырьевых ресурсов для лесопромышленных предприятий региона;

- разработать методический подход к организации информационного обеспечения системы регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики региона;

- разработать организационно-экономическую модель регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики Краснодарского края на основе экономической оценки и рационального использования его лесосырьевой базы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является группа предприятий, формирующих лесопромышленный комплекс региональной экономической системы Краснодарского края. Предметом исследования является функциональное содержание, объективные факторы, организационно-экономические направления развития процесса рационального лесопользования предприятиями лесопромышленного комплекса в формате региональной экономической системы Краснодарского края.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что действенность отраслевой структуры региональной экономической системы, территориальное распределение и локальная концентрация ресурсной базы региона, характер институциональной и конкурентной среды являются основой устойчивого социально-экономического роста и обусловливают группу положительных долгосрочных эффектов для региональной экономической системы.

Работа выполнена в рамках Паспорта специальностей ВАК 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

- п.3.2. Пространственное распределение экономических ресурсов; теоретические, методические и прикладные аспекты размещения корпоративных структур, фирм малого и среднего бизнеса, экономических кластеров, предприятий общественного сектора, домохозяйств;

- п.3.14.  Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов; мониторинг экономического и социального развития регионов.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области фундаментальных вопросов развития и реформирования лесного сектора экономики, совершенствования механизмов и методов его регулирования, теории управления, представленные в научной литературе, исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития лесных технологий. Диссертация основывается на общенаучной методологии, предполагающей системный подход к решению поставленных задач.

Инструментарно-методический аппарат исследования. При разработке проблемы использовались различные методологические подходы, в том числе системный подход в его субъектно-объектном и функционально- структурном аспектах; методы и инструментарные технологии научного исследования, статистические методы, метод экспертной оценки; метод SWOT- анализа; табличные и графические приемы визуализации статистических данных, экономико-статистических группировок, применение которых позволило обеспечить обоснованность теоретических положений и аргументацию выводов.

Информационной-эмпирической базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации; Лесной Кодекс Российской Федерации; официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю; данные Департамента лесного хозяйства по Краснодарскому  краю; данные научных публикаций, отчетность предприятий лесопромышленного комплекса, материалы научно-практических конференций; материалы, опубликованные в периодической печати, ресурсы сети Интернет.

Институционально-нормативной базой исследования явились федеральные законы РФ и нормативные акты Правительства Российской Федерации, Краснодарского края, регулирующие деятельность организаций и системы органов местного самоуправления.

Научная новизна диссертационного исследования определяется верификацией функциональной действенности предложенных организационно- экономических инструментов формирования и развития, пространственно - локализованных экономических систем для стимулирования социально-экономического роста региональной экономической системы.

       Результаты, имеющие научную новизну, представлены следующими позициями:

- определено теоретическое содержание категории «концепция развития», которое в авторском видении определенно системой, основанной на территориальной концентрации взаимодействующих факторов производства и симбиозе коммерческих и некоммерческих субъектов различных форм собственности и отраслевой принадлежности;

- доказано, что синергетический эффект от применения инновационного подхода к управлению региональной экономической системой достигается за счет объединения технологически сопряженных предприятий различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, на основе целостности производственно-хозяйственного цикла, обеспечивающего концентрацию усилий для сопротивления угрозам и снижения уровня неопределенности внешней среды;

- проведено системно-функциональное моделирование развития производственно-хозяйственных структур инновационного типа в региональной экономической системе, что позволило вскрыть преимущества пространственно локализованных экономических систем инновационного типа (в отличие от вертикально интегрированных структур региональной экономической системы);

- разработаны и обоснованы организационно-экономические инструменты принятия управленческих решений (в виде направлений комплексной диагностики функционирования систем управления; алгоритма внедрения диагностики кризисных явлений и системы превентивных мер; матрицы взаимодействия структурных подразделений систем управления; блок-схемы этапов разработки финансовой программы систем управления), которые позволяют превентивно управлять взаимодействием субъектов (в области управления финансами), входящих в региональную экономическую систему.

Теоретическая значимость исследования. Полученные автором результаты дополняют и развивают существующие концепции, идеи и подходы в области реализации инновационных технологий в развитии региональных экономических систем лесного производства.

Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в управлении процессами формирования и развития региональных экономических систем лесопользования, при создании предприятий инновационного типа, в процессе разработки организационно- экономических инструментов  систем управления с учетом отраслевых и региональных особенностей развития территорий, а также для оценки эффективности применения инновационных технологий в сфере хозяйственных отношений лесного комплекса.

Достоверность полученных результатов исследования базируется на использовании массового статистического материала и первичной документации лесохозяйственных учреждений Краснодарского края, обработанных по общепринятым методикам с использованием современного программного продукта. Основные результаты работы прикладного методического характера использованы в деятельности ряда структур лесного сектора Краснодарского края, что подтверждает их приемлемость для практической работы.

Отдельные выводы могут быть использованы в качестве мер при оптимизации сферы развития лесопромышленного комплекса в Краснодарском крае, реформировании действующей системы развития предприятий лесопромышленного комплекса в Южном федеральном округе, а также в учебном процессе вузов при совершенствовании образовательных программ по учебным курсам «Региональная экономика», «Инновационный менеджмент», «Экономика отрасли».

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы на предприятиях лесопромышленного комплекса и приняты к использованию в работе Департамента лесного хозяйства Краснодарского края. Основные результаты работы докладывались автором и обсуждались на международных Интернет–конференциях (Чехия, Польша, Болгария), региональных (г. Москва, г. Брянск, г. Вологда) и научно-практических конференциях, проходивших в Кубанском государственном технологическом университете (2009-2011гг.).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 10 научных статей объемом 17,5 пл., в т.ч. в 4 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК (авторский вклад составляет 16,5 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 150 наименований. В работе 18 таблиц, 8 рисунков. Объем - 201 с.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Теоретические аспекты регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики региона» посвящена факторам устойчивого развития региональных отраслевых комплексов и методам его регулирования.

Во второй главе  «Тенденции в развитии лесного сектора экономики и методические подходы к объективной оценке его лесосырьевой базы» показаны  место и роль лесного сектора Краснодарского края в экономике данного субъекта РФ, основные тенденции лесопользования и потребления продукции лесного сектора.

Третья глава «Формирование системы регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики Краснодарского края» представлена концепцией формирования механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора, системой мониторинга процесса устойчивого развития и соответствующего инструментария.

В заключении представлены выводы и рекомендации производству и региональным органам власти.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Концептуальная схема и методический подход к формированию механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики Краснодарского края.

Общепризнанно, что лесное хозяйство является базовой отраслью всего лесопромышленного комплекса региональной экономики. Разработанная Федеральной службой лесного хозяйства России «Стратегия устойчивого развития лесного хозяйства» направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации, утвердившего «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», и Постановления Правительства России, определившего задачу - разработать национальную программу устойчивого развития. На основе вышеназванной концепции была разработана государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. В качестве первого этапа реализации данной стратегии была разработана среднесрочная Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», которая затем нашла продолжение на период до 2020 года.

Программой предусмотрены следующие основные направления по осуществлению стратегической экологической политики:

- совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;

- совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды;

- достижение нормативного качества окружающей природной среды посредством ужесточения экологических требований к природопользователям;

- государственная поддержка модернизации действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;

- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

Разработанная автором концепция излагает систему стратегических и тактических целей и задач, достижение которых осуществляется посредством реализации средне- и долгосрочных программ по гарантированному обеспечению страны природными ресурсами, защиты ее военной и экономической безопасности с учетом международных требований устойчивого развития, на основе стратегической цели государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Определено, что создание правовых, экономических, социальных и иных отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущих поколений ресурсами, является базой по улучшению качества жизни и устойчивого развития страны (рисунок 1).

Основополагающими принципами формирования механизма устойчивого развития лесного сектора экономики Краснодарского края в данной работе приняты:

- неукоснительное соблюдение основ лесного законодательства

(статьи 1-2 Лесного кодекса РФ);

- единство процессов лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов;

- независимый (включая общественный) контроль за состоянием и рациональным использованием сырьевых ресурсов леса, рекреационных и защитных компонентов лесной среды.

В качестве инструментов организационно-экономического механизма выступают экономические рычаги, бизнес-планирование, администрирование, социально-психологические приемы управления бизнес - процессами в лесном секторе экономики. Динамика процесса обоснованного управления движением финансовых ресурсов организационной системы представляется возможной благодаря использованию математических и инструментальных методов и моделей. Сложность построения таких моделей будет заключаться в том, что движение финансовых ресурсов в течение ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия – процесс весьма динамичный, поэтому при построении моделей прогноза, оценки и контроля за движением финансовых ресурсов ключевым фактором становится фактор времени.

С целью повышения эффективности управления экономикой предприятий необходимо:

- во первых создавать диагностический механизм слежения за реальным положением показателей экономики предприятия по отношению к запланированной траектории ее движения к поставленной цели;

- во-вторых, для обеспечения функционирования указанного механизма диагностики необходимо разработать механизм исправления указанной траектории или механизм адаптации к влияющим на деятельность предприятия внешним и внутренним факторам;

в-третьих, в соответствии с кибернетическим подходом, при управлении организационной системой должна учитываться замкнутость контура управления и влияние корректирующего воздействия обратной связи на управляющее (задающее) воздействие.

Рисунок 1 - Концептуальная схема формирования механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора Краснодарского края

При управлении необходимо учитывать не только детерминированные параметры, влияющие на деятельность предприятия, но и стохастические факторы, являющиеся неотъемлемой частью любой среды, в которой оно функционирует. Учет стохастических факторов позволяет адекватно осуществлять математическое моделирование деятельности организационной системы и конструировать механизмы его адаптивного поведения именно в случайной среде.

При этом управляющей системой является рыночная деятельность предприятий и организаций, использующих лесную продукцию и различные полезности леса с целью удовлетворения разнообразных нужд и потребностей населения. Воздействие рыночного характера управляющей системы (потребности населения и организаций в продуктах и полезностях леса) побуждает ее оказывать определенное влияние на объект управления. Объект управления (лесхозы) воспринимают сигналы воздействия и организуют свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы удовлетворить потребности управляющей системы.

Для успешной реализации концептуальной схемы формирования механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора экономики Краснодарского края разработана система мониторинга ключевых показателей, которая представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Элементы мониторинга показателей (индикаторов) процесса

регулирования устойчивого развития лесного сектора

Взаимосвязь принципов управления лесным сектором и функций социально-экономического мониторинга в регионе отражена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Взаимосвязь принципов управления лесным сектором и функций социально-экономического мониторинга в регионе

Для оценки тенденций развития лесного сектора экономики края в диссертации использована следующая система показателей (индикаторов), в основу которой положены «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ» (таблица 1).

Таблица 1 - Индикаторы социально-экономического развития лесного сектора

Показатель (индикатор)

социально-экономического развития

Цель и объект учета

Алгоритм расчета индикатора

Доля лесного сектора экономики региона в валовом продукте, % (Сл)

Повышение доли лесного сектора. Уровень развития лесного сектора экономики региона

, где

Пл.с.р. – валовая продукция лесного сектора региона,  тыс. руб.;

ВПр – валовой продукт региона, тыс. руб.

Объем лесозаготовок в регионе, в т.ч. деловой древесины, тыс. куб.м (Vл.з.)

Оптимизация объемов древесного пользования лесом.

Лесной фонд, главное и промежуточное пользование лесом

, где

Лг.п. – заготовки древесины при главном пользовании;

Ру – заготовки древесины при рубках ухода;

Рп – заготовка древесины при прочих рубках

Использование расчетной лесосеки, в т.ч. по хвойному хозяйству, % (Ир.л.)

Повышение уровня удовлетворения потребностей региона.

Лесопользование древесного типа

, где

Рл – размер расчетной лесосеки по всем видам рубок

Доля покрытой лесом площади в общей площади лесного фонда, % (ЛП)

Повышение уровня лесопокрытой площади.

Земли лесного фонда.

, где

Плп – покрытая лесом площадь, га;

Ол – общая площадь лесного фонда, га

Эффективность ведения лесного хозяйства, % (Эл.х.)

Повышение доходности лесного хозяйства.

Экономическая и социальная компоненты управления лесным хозяйством

, где

Дл – лесные доходы всех видов, тыс. руб.;

Зл.х. – затраты на ведение лесного хозяйства, тыс. руб.

Доля работников лесного сектора в общей численности работающих в регионе, % (Чд)

Повышение доли работников лесного сектора.

Отраслевая структура кадрового обеспечения региона.

, где

Чл.с. – численность работников лесного сектора;

Чр – общая численность работающих

Квалификация кадров, % (Ко)

Повышение эффективности менеджмента.

Квалификационная компонента кадрового обеспечения

, где

Во – число сотрудников с высшим и средним образованием;

Чл.х. – общее число работников лесного сектора

Текучесть кадров, % (Тк)

Улучшение качественного состава кадров и дисциплины труда

Кадровый состав и его структура

, где

Ур – число уволившихся по собственному желанию работников;

Пр – среднесписочная численность работников

Обеспеченность жильем, кв. м/чел. (Ож)

Повышение комфортности проживания работников

Социально-бытовая инфраструктура

, где

Мж – общая площадь жилья в семьях работников лесного сектора;

Чл.х. – численность работников лесного сектора

Индикаторы социально-экономического развития лесного сектора Краснодарского края за последние 4 года представлены в таблице 2.

Получаемая в процессе мониторинга информация используется в дальнейшем при разработке программ устойчивого развития лесного хозяйства и рационального лесопользования в общей системе природопользования. На ее базе решаются задачи привлечения инвестиций в лесной сектор экономики региона, оптимизации и рационального использования трудовых и материальных ресурсов, реализуются инновационные проекты.

Таблица 2  - Индикаторы социально-экономического развития лесного сектора Краснодарского края

Показатели (индикаторы)

2007

2008

2009

2010

1. Доля лесного сектора в валовом продукте, %

2,4

2,2

2,9

2,7

2. Объем лесозаготовок, тыс.куб.м

в т. ч. деловой древесины

149

128

143

119

142

118

146

123

3.  Использование расчетной лесосеки, %

в т.ч. по хвойному хозяйству

12,6

62,1

11,8

51,2

12,8

65,1

13,2

67,3

4. Доля покрытой лесом площади в общей площади лесного фонда, %

89,8

90,0

90,1

90,2

5. Эффективность ведения лесного хозяйства, %

94

101

114

108

6. Доля работников лесного сектора в общей численности работающих, %

4,7

4,0

4,1

4,2

7. Квалификация  кадров лесного сектора, %

44

49

56

55

8. Текучесть кадров, %

37

28

21

20

9. Обеспеченность жильем, кв.м/чел.

17,1

20,0

20,8

21,2

2. Методическое обеспечение механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора Краснодарского края

В состав механизма регулирования устойчивого развития лесного сектора данного субъекта Российской Федерации, исходя из концепции автора диссертационного исследования, включены программно-целевое планирование, учет отраслевой специфики лесохозяйственно-лесопромышленного характера, элементы мониторинга индикаторов социально-экономического развития лесного сектора, экономико-математические модели для оптимизации управленческих решений.

Практическое использование современных  компьютерных программ  в управлении экономическими системами повышает темпы развития экономики лесопромышленных предприятий в условиях свободного предпринимательства, при этом повышение покупательной способности населения и возрастание объемов поступления на рынок лесных товаров, улучшение их качества оказывает позитивное влияние на рост производства предприятий, промышленных фирм, коммерческих организаций. Менеджеры предприятий различных форм собственности стремятся проводить оценку влияния возникающих экономических ситуаций на работу своих предприятий, организаций, находить и реализовывать эффективные управленческие решения по целенаправленной корректировке производственной, финансово-экономической деятельности при одновременном учете лесоводственно-экологических ограничений.

При этом возникающие перед руководителями предприятий лесного производства финансово-экономических проблемы показывают, что их опыт и интуиция не в состоянии обеспечить принятие наиболее эффективных управленческих решений в условиях конкуренции и изменяющихся ситуаций на рынках сбыта лесной продукции. Следовательно, традиционные методы финансово-экономического управления предприятиями лесного производства не дают возможность вырабатывать и принимать оптимальные решения для получения максимально возможной прибыли. Прибыль, свободные финансовые средства предприятия являются наиболее целесообразными источниками инвестиций в обновление технологий. В этом плане значение научных разработок и применение систем компьютерной поддержки выработки управленческих решений трудно переоценить.

Научно-методические положения диссертационного исследования, автор использовал при разработке (совместно с Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края) целевой программы «Леса Кубани (2012 – 2014 годы)».

Источники финансирования реализации целевой программы приведены в таблице 3.

Таблица  3 - Источники  финансирования целевой программы «Леса Кубани (2012 – 2014 годы)»

Источник

финансирования

Год реализации программы

1-й

2-й

3-й

Средства краевого

Бюджета, тыс. руб.

44787,0

40337,5

20935,1

Средства

краевого бюджета, источником финансового обеспечения

которого являются средства

субвенций и субсидий из федерального бюджета, тыс. руб.

259601,0

220176,1

107592,4

ИТОГО,тыс. руб.

304388,0

260513,6

128527,5

Программа также определяет сохранение и повышение ресурсо - экологического потенциала лесов, обеспечение устойчивого управления лесами и ставить следующие задачи:

- обеспечение материально-технической базы для государственных лесных инспекторов (государственный лесной контроль и надзор) создание эффективной системы лесоустройства;

- качественное воспроизводство лесов, отношение площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, к площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, пройденной лесными пожарами в текущем году (га);

- увеличение площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Краснодарского края (тыс.га)

- повышение лесистости территории Краснодарского края (%)

- расширение количества школьных лесничеств на территории края (шт.)

- разработка материалов лесоустройства на территории края (га)

- изготовление форменной одежды и знаков различия государственных лесных инспекторов (шт.)

- приобретение средств связи, навигации и фотоаппаратуры (шт.)

- выпуск методических пособий (проспектов) (шт.)

Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Краснодарского края, как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики края и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием лесов Краснодарского края, а также состоянием экологической обстановки. Механизм реализации программы предполагает закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд за счет средств краевого бюджета с учетом идентификационных целей программы, на основе постановления главы администрации(губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2010 № 548 « О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края» (таблица 4)

Таблица 4  - Индикаторы целей программы

Наименование индикатора целей программы

Значение в

2011 г.

Год реализации программы


1-й

2-й

3-й

1. Уменьшение площади очагов пожаров и времени на их тушение

1.1 Отношение площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда к площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, пройденной лесными пожарами в текущем году, га

0,00029

0,00027

0,00025

0,00025

1.2 Отношение средней площади одного пожара текущего года к средней площади одного пожара за последние 3 года (не считая текущий год), га

2,7

1,5

1,0

1,0

1.3 Удельный вес пожаров, ликвидированных в течение первых суток (% по числу случаев) в текущем году, %

32

40

50

50

2. Улучшение качества посадочного материала; проведение работы в области экологического воспитания населения и школьников, пропаганды знаний о лесе и решение кадрового кризиса в отрасли

2.1 Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Краснодарского края, тыс. га

1195,5

1196,1

1196,6

1197,1


2.2 Лесистость территории Краснодарского края, %

20,18

20,19

20,20

20,21


2.3 Число школьников, привлеченных к участию в проведении лесохозяйственных и природоохранных мероприятий, чел.

385

400

430

460


3. Разработка материалов лесоустройства на территории Краснодарского края

3.1 Подготовительные работы, га

248600,0

211260,0

186200,0


3.2 Полевые работы, га

248600,0

211260,0

186200,0


3.3 Камеральные работы, га

248600,0

211260,0

186200,0


3.4 Аэрофотосъемка, га

1266083,0

-

-


4.  Улучшение материально - технического обеспечения

государственных лесных инспекторов

4.1 Изготовление видов форменной одежды и знаков различия государственных лесных инспекторов, шт.

16

0

0


4.2 Приобретение автотранспортных средств (УАЗ -315148), шт.

12

12

13


4.3 Приобретение средств связи, навигации и фотоаппаратуры, шт.

28,0

27,0

29


4.4 Выпуск методических пособий (проспектов), шт.

100

100

100


Лесная отрасль предоставляет лесной ресурс для мебельной  и деревообрабатывающей промышленности Краснодарского края,  а также предоставляет земли лесного фонда на территории Краснодарского края под использование в рекреационных целях организациям туристической, оздоровительной и физкультурно-спортивной сферы.

Основой для ведения лесного хозяйства являются лесоустроительные материалы, которые включают:

- проектирование лесничеств и лесопарков;

- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

- проектирование лесных участков;

- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

- таксацию лесов;

- проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Для своевременного обновления информации от уровня лесотаксационного выдела до лесничества и субъекта в целом нужны оцифрованные лесные карты и совмещённые с ними базы данных, привязанные к координатам местности, – геоинформационные системы (ГИС), оснащение лесничеств средствами навигации и компьютерной инфраструктурой, достоверные и объективные источники информации об изменениях в лесу.

Разработка и принятие программы вызваны необходимостью улучшения породного состава и качества лесов Краснодарского края, повышения их продуктивности, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека, сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта, повышения эффективности государственного контроля за качеством проведения работ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, использованием бюджетных средств, своевременным проведением противопожарного обустройства лесов и снижением опасности лесных пожаров.

Одним из важнейших стратегических направлений социально-экономического развития Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» является эффективное использование ресурсного потенциала, которое одновременно является и целью, и средством экономического развития региона по разработке и реализация мер, направленных на сохранение и повышение ресурсо - экологического потенциала лесов, обеспечение устойчивого управления лесами с учетом возможных рисков реализации программы (таблица 5)

Таблица 5 - Оценка рисков реализации программы и механизмы их минимизации

Внешний фактор, который может повлиять на реализацию программы

Механизм минимизации негативного влияния внешних факторов

Изменения федерального законодательства

оперативное реагирование на изменения федерального законодательства в части принятия соответствующего краевого нормативного акта

Действие обстоятельств непреодолимой силы

оперативное реагирование департамента лесного хозяйства Краснодарского края и иных органов государственной власти

Риск финансирования (сокращение объема финансирования)

подготовка предложений о корректировке программы

Основные выводы диссертационного исследования:

В диссертации разработан методологический подход к формированию системы регулирования устойчивого развития экономики лесных отраслей региона, который позволит согласовать интересы лесного хозяйства и лесной промышленности на базе авторской концепции устойчивого развития лесного сектора.

Основными инструментальными факторами этого подхода выступают:

- максимально полное обеспечение лесосырьевыми ресурсами лесопромышленных предприятий, с учетом рыночного спроса на выпускаемые ими товары;

- рациональное и наиболее полное использование лесного потенциала региона, а также преобразований в сфере управления лесными ресурсами после принятия нового Лесного кодекса;

- обеспечение максимального дохода от продажи лесных ресурсов предприятиям лесопромышленного комплекса;

- обеспечение расширенного воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов;

- повышение эффективности регулирования развития лесопромышленного комплекса в регионе.

Разработанная в рамках информационной системы методика оценки экономической доступности лесных ресурсов для лесопромышленных предприятий позволяет:

- организовать процесс выбора оптимальных параметров лесозаготовки и вывозки древесины для каждого таксационного выдела;

- оптимизировать процесс потребления древесных ресурсов лесопромышленными предприятиями региона;

- регулировать процесс установления форм лесопользования для каждого таксационного выдела;

- устанавливать экономически обоснованную систему цен на древесину на корню каждого таксационного выдела, учитывающую заинтересованность всех сторон лесных отношений;

- оптимизировать систему планирования ежегодных лесозаготовок в регионе;

- определять размер инвестиций, расширяющих границы экономической доступности лесных ресурсов региона;

- повысить эффективность регулирования лесопользования и развития лесопромышленного комплекса в регионе.

Предложенная автором методика расчета оптимальных объемов освоения лесосырьевых ресурсов лесопромышленными предприятиями региона дает возможность:

- экономически обосновывать нормативный объем ежегодных лесозаготовок (расчетную лесосеку);

- планировать оптимальные параметры ежегодных заготовок древесины;

- рекомендовать каждому лесозаготовительному предприятию, в зависимости от его особенностей, определенные таксационные  выделы для заготовки древесины, параметры (технологию) проведения лесозаготовок и предпочтительные направления реализации заготовленной древесины с целью ее дальнейшей переработки.

Предлагаемая автором организационно-экономическая модель регулирования развития лесного сектора экономики региона, на основе экономической оценки его лесосырьевой базы, позволяет:

- устанавливать обоснованную систему платежей за древесину на корню в зависимости от лесоводственно-экологических особенностей таксационного выдела, его экономической доступности, а также от применяемых лесозаготовительным предприятием параметров заготовки и вывозки древесины, дальнейших направлений переработки заготовленной древесины, и форм лесопользования;

- рекомендовать лесозаготовительным предприятиям наиболее предпочтительные формы лесопользования;

- формировать экономически обоснованные условия договора аренды;

- оценить эффективность фактического распределения лесосырьевой базы между предприятиями лесопромышленного комплекса;

- оценивать эффективность применяемых в Краснодарском крае параметров лесозаготовительных работ.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

       - статьи в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Кривоносов Р.В. Концепции рекреационного потенциала лесного сектора экономики Краснодарского края  //Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник.- М.: МГУЛ, 2011.- №4 (53)- С.71-76 (0,7/0,5п.л.)

2. Кривоносов Р.В. Организационные структуры и финансовые ресурсы деятельности лесхозов //Вестник Северо - Кавказского государственного технического университета. - Ставрополь: СКГТУ, 2012. - № 2 (31). - 

С. 214-218 (0,7/0,5п.л.)

3. Кривоносов Р.В., Хуажев О.З. Тенденции регионального развития лесного сектора  экономики Краснодарского края //Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – Ставрополь: СКГТУ, 2012. - № 2 (31).- С.209-214 (0,7/0,5п.л.)

- монографии:

4. Кривоносов Р.В., Хашир Б.О., Хуажев О.З.  Организационно -экономический механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора региона. Монография. – Краснодар: ООО «Издательский дом-Юг», 2012.- С.200 (10/12 п.л.)

- статьи,  доклады, представленные в материалах всероссийских и международных конференций:

5. Кривоносов Р.В. Анализ деревообрабатывающей отрасли промышленности Краснодарского края  9-я международная научно-техническая Интернет - конференция  «Экономика  и эффективность организации производства».- Брянск: БГИТА, 2008.- С. 6-9 (0,5/0,3 п.л.)

6. Кривоносов Р.В.,  Хуажев О.З. Аспекты экономически эффективного использования сельхозугодий в лесах Краснодарского края XIV международная научно-практическая интернет - конференция  «Экономика  и эффективность организации производства».- Брянск: БГИТА, 2010.- С. 34-37 (0,5/0,3п.л.)

7. Кривоносов Р.В. Хуажев О.З. Методика оценки санитарно-гигиенических и оздоровительных свойств лесных рекреационных ландшафтов /Materialy VII mezinarojdni vedesko-prakticka conference «Predni vedecke novinky -2011»Dil 2 Ekonomicke vedy.- s.r.o. Praha: Publishing House «Еducation and Science», 2011.- С. 45-48 (0,7/0,5п.л)

8. Кривоносов Р.В. Регрессивный и корреляционный анализ  эстетической оценки различных типов лесных насаждений Materialy VII mezinarojdni vedesko-prakticka conference «Predni vedecke novinky -2011» Dil 2 Ekonomicke vedy.-  s.r.o. Praha: Publishing House «Еducation and Science», 2011.- С. 48-51 (0.7п.л.)

9. Кривоносов Р.В. Оптимизация управленческих решений в экономических системах лесхозов / Материалы XVI международной научно-практической интернет - конференции  «Экономика  и эффективность организации производства».- Брянск: БГИТА, 2011.- С.24-27 (0.5п.л.)

10. Кривоносов Р.В. Хуажев О.З. Ситуационное управление в лесопромышленной деятельности на территории лесхозов / Материалы XVI международной научно-практической интернет - конференции  «Экономика  и эффективность организации производства».- Брянск:  БГИТА, 2011.- С.7-9 (0,5/0.3п.л.)






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.