WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


 

На правах рукописи

Белова Наталья Николаевна

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

(НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Специальность 08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Шахты - 2012

Работа выполнена в НОО ВПО (некоммерческое партнерство) «Кисловодский гуманитарно-технический институт»

Научные руководители:        доктор экономических наук, профессор

Еделев Дмитрий Аркадьевич

кандидат культурологии, доцент

Майорова Наталья Викторовна

Официальные оппоненты:         доктор экономических наук, профессор

                                       Бреславцева Нина Александровна,

профессор кафедры «Экономика и управление» Волгодонского института сервиса- филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», г.Волгодонск

 

                                 доктор экономических наук, доцент

Косенко Оксана Юрьевна,

профессор кафедры макроэкономики и финансов Северо-Кавказского института - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской  Федерации», г. Пятигорск

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Защита состоится 22 декабря 2012 года в 17-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.313.02 по экономическим наукам при ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»  по адресу: 346500, г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2, ауд.247.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2), с авторефератом- на официальном сайте ВАК: http://vak2.ed.gov.ru и на сайте  университета:http:// www.sssu.ru 

Автореферат разослан  20 ноября 2012 года.

Ученый секретарь 

диссертационного совета       С.Н. Новоселов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях образование является, с одной стороны,- непременным условием эффективного роста национальной экономики, обеспечения ее глобальной конкурентоспособности, с другой, - серьезными и долгосрочными инвестициями в человеческий капитал. Образование, компетенции и профессионализм современного человека становятся важнейшим фактором как личного, так и общенационального процветания.

Модернизация российского образования невозможна без реализации  корпоративных программ и целевых национальных  стратегий по повышению конкурентоспособности отечественной сферы образования. На этом пути имеются многочисленные проблемы, носящие, как правило, системный характер и преодоление которых возможно только путем целенаправленной борьбы за качество образовательных услуг. Положение в сфере образовательных услуг заметно усугубляется демографической ситуацией,  которая вызвана достижением возраста абитуриента поколения российских граждан, рожденных во времена постсоветской «демографической ямы».

Краеугольным камнем и одновременно магистральной стратегией  успешного функционирования  учреждений сферы образовательных услуг должно стать системное ориентирование на постоянное повышение их качества. Эффективная деятельность образовательного учреждения в современных условиях является результатом использования целого комплекса инновационных составляющих.

Все указанное выше определяет потребность глубокого изучения приоритетных направлений, которые смогут обеспечить повышение эффективности образовательных услуг на основе качественной парадигмы, что подчеркивает актуальность выбранной тематики.

Степень изученности проблемы. Вопросы экономики сферы услуг в целом и услуг образовательных учреждений, в частности, являются довольно популярными среди исследователей. Коренные преобразования, происходящие в образовательной среде, всегда были под пристальным вниманием научной общественности.

Аспекты экономического значения, перспектив и социальной роли сферы образовательных услуг в развитии современного общества рассматривались многими отечественными учеными (О. Арефьевым, А. Арутюновой, Т. Бурменко, Н. Восколович, Р. Джапаровой, Д. Еделевым, Н. Елецким, Б. Железовым, Е. Жильцовым, С. Зайчиковой, Т.Неровня, О. Сагиновой, И. Романовым, Н. Терещенко и др.) и зарубежными (Ж.-Ф. Антоньетти, Г. Вильямсом, Б. Вульфсоном, Ф.К. Де Ротеном, Ж.-Ф. Лереш и др.).

Проблему управления сферой образования в условиях «знаниевой» экономики в своих исследованиях глубоко рассматривают следующие экономисты: А.Андреев, Н.Березина, П.Борисов, А.Генцова, В.Ерошин, Н.Карнаухов, Н.Машков, Н.Маликов, В.Тихомиров, Г.Хубаев,  А.Ченцова и  других.

Неоспоримый вклад в разработку системы рыночных инструментов в образовательной среде, методов оценки качества образовательных услуг внесен такими учеными, как: М. Адаменко, А.Алексеевой, Г. Багиевым, Е. Безгласной, А. Гвозденко, Г. Колесниковой, Р. Крайневой, Е. Липкиной, И. Логиновой, М. Мурадовым, А. Панкрухиным, М. Россинской, Е. Савватеевым, Ю.Свириденко, К. Соколовым, А. Стрижовым, А. Татуевым, Е. Яскевич др.

Исследованием количественных методов оценки сферы образовательных услуг занимались  Е. Безгласная, Т. Бурменко, М. Волкова, Г. Колесникова, М. Мурадов, А. Стрижов, Е. Яскевич.

Не оспаривая значимость исследований вышеперечисленных ученых, представленная тематика остается по-прежнему дискуссионной, продолжая оставаться актуальной и злободневной, что обусловлено целым рядом недостаточно изученных проблем: несовершенством методологической базы оценки качества образовательных услуг, неэффективным применением инновационных инструментов в условиях модернизации образования, отсутствием действенных мер по повышению результативности функционирования учреждений сферы образовательных услуг. Указанные обстоятельства определили цель, задачи, логику и структуру представленной работы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по повышению эффективности и качества образовательных услуг, предоставляемых профильными учреждениями региона, реализация которых предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

- исследовать содержание подходов  к определению свойств образовательных услуг и содержанию образования;

- изучить основные характеристики образовательных услуг;

- выявить условия, оказывающие влияние на формирование качества образовательных услуг и рассмотреть его с позиции заинтересованных сторон;

- расширить методический инструментарий оценки качества образовательных услуг;

- исследовать содержание методов повышения качества образовательных услуг с целью их эффективного применения;

- предложить направления повышения эффективности и качества образовательных услуг на основе использования инновационных технологий и системы индикаторов в условиях конкретного региона.

Объектом исследования являются учреждения сферы образовательных услуг Ставропольского края.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, отражающие направления повышения эффективности функционирования учреждений сферы образования и качества предоставляемых ими услуг в регионе.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Диссертационная работа выполнена в соответствии с п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг» и п. 1.6.125 «Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг» Паспорта специальностей ВАК РФ по экономическим наукам 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическую и методологическую платформу при написании диссертационной работы  составили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам повышения эффективности и качества образовательных услуг в современной экономической системе.

Информационно-документальную базу исследования составили  нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие различные аспекты  формирования, функционирования и развития сферы образования; указы Президента России, постановления Правительства РФ и Ставропольского края по управлению учреждениями сферы образовательных услуг; результаты авторских практических разработок.

Методы исследования. При написании диссертационной работы применялись различные инструменты, методы  и приёмы экономических исследований: анализа, синтеза,  аналогий, сравнения, а также экономико-статистические и экономико-математические методы.

Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании и обосновании теоретических и методических положений по повышению эффективности и качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями отраслевого профиля в регионе в соответствии с реалиями функционирования экономики.

Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну, заключаются в следующем:

1. Обоснованы, с учетом положений теории общественных благ, целостные подходы к определению общественных и частных свойств образовательных услуг (- универсальный и неконкурентный характер потребления, нелимитированность, долговременность,  мультипликативность экстерналий; - избирательность, делимость, изолированность, соизмеримость), что позволило раскрыть сущность образования как целенаправленный непрерывный процесс обучения и воспитания, реализуемый через многоуровневую систему профильных учреждений в интересах человека, семьи, общества, государства,  результатом которого является получение и развитие знаний, умений, навыков определенного качества, объема и сложности, а также нравственных принципов, мировоззрения и культурно-духовных ценностей в целях социализации личности и  удовлетворения ее образовательных потребностей.

2. Выделены, на основе сравнительного анализа, отличительные  особенности (конкретный, персонифицированный характер, территориальная разобщенность исполнителей, фиксированное количество и другие) и признаки образовательной услуги (передача потребителю  комплекса знаний и навыков; удовлетворение потребностей индивида, требований рынка труда и общества; реализация миссии сферы образования и т.д.), что позволило рассматривать образовательную услугу как социально-экономическую категорию,  отражающую процесс передачи  совокупности знаний, умений, ценностных и морально-этических установок одним (или несколькими) лицом (лицами) (исполнителем, поставщиком, продавцом услуги) и их освоение другим лицом (потребителем, заказчиком, покупателем услуги), в целях удовлетворения, расширения, углубления и развития личных и общественных потребностей, осуществляемый как на основе договора возмездного оказания услуг, так и за счет бюджетных средств различных уровней.

  1. Выявлены и систематизированы, на основе системного анализа, подходы к определению качества образовательных услуг (результато-ориентированный, стратегический, оценочный, бенчмаркинговый, перфекционистский, ценностно-ориентированный подход, в рамках которого разработаны модели качества образовательных услуг с позиции ценностного выражения: векторная, результативная, функциональная, соответствия, приоритетности, фактологическая, инновационная) и раскрыты их характеристики, что позволило обосновать и аргументировать качество образовательных услуг в разрезе требований всех заинтересованных сторон.
  2. Разработана, с использованием имеющихся квалиметрических подходов, универсальная методика формализованной агрегированной оценки качества образовательных услуг, позволяющая оценить количественные параметры как в целом интегральной функции качества, так и предложенных автором его компонентов- процессного (качество технологий обучения), результатного (качество результата обучения), субъектного (качество потребителей услуги), ресурсного (качество используемых ресурсов).
  3. Усовершенствованы и сгруппированы, с учетом результатов ситуационного анализа, методы повышения качества образовательных услуг (контрольно-распорядительные, социально-экономические, инновационно-процессные, организационно-психологические, информационно-маркетинговые, общественно-политические) и принципы эффективного формирования качественной образовательной услуги (партнерства, мониторинга, сбалансированности, достоверности, измеримости, оперативности), что позволило предложить концептуальную модель обеспечения качества образовательных услуг.
  4. Разработана и предложена, на основе индикативного подхода и теории инноваций, региональная сетевая информационная система мониторинга и оценки качества образовательных услуг на основе взаимодействия государственных, общественных, научных и образовательных структур, применение которой позволит учитывать социальные, демографические, экономические и другие особенности отдельной территории, усовершенствовать единое информационное пространство и расширить возможность формирования рейтинговой оценки качества образовательных услуг с учетом индивидуальных потребностей их реальных и потенциальных потребителей.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения и обобщения, представленные в диссертационной работе, могут найти применение в контексте углубления и расширения научного знания, разработки и принятия аргументированных управленческих решений по проблемам повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых учреждениями сферы образования в регионе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертационной работе стержневые положения, умозаключения, выводы и рекомендации могут быть использованы при обосновании и разработке целевых программ и проектов развития организаций и учреждений сферы образовательных услуг, повышения эффективности их деятельности и качества оказываемых ими услуг.

Основные результаты диссертационной работы нашли свое отражение и используются в образовательной деятельности при изучении курсов «Экономика сферы услуг», «Экономика знаний», «Экономика платных услуг», «Менеджмент в отраслях и сферах деятельности», «Управление качеством, «Инновационный менеджмент».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Краснодар, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов), в 2005-2012гг.

Публикации. По теме исследования опубликовано 28 научных работ, общим объемом 16,1 п.л. (доля автора 11,4 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация  включает в свой состав введение, три главы, выводы и рекомендации, список источников.

Введение содержит актуальность темы диссертации, цель, основные задачи, предмет и объект исследования, элементы приращения научного знания, теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе «Теоретико-методические аспекты функционирования и развития сферы образовательных услуг» рассматривается экономическое содержание категорий «услуга», «образование», «образовательная услуга», сформулированы специфические особенности данного вида услуг, позволившие расширить их классификацию и предложить подход к определению качества образовательных услуг в разрезе требований заинтересованных сторон.

Вторая глава «Анализ современного состояния и тенденций развития сферы образовательных услуг в регионе» включает исследование динамики формирования, функционирования и развития учреждений сферы образовательных услуг РФ, Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края, что позволило предложить методику формализованной агрегированной оценки качества образовательных услуг.

В третьей главе «Разработка инновационных подходов по повышению эффективности и качества образовательных услуг в регионе» сформулированы рекомендации по созданию региональной сетевой информационной системы мониторинга и оценки качества образовательных услуг на основе взаимодействия государственных, общественных, научных и образовательных структур Ставропольского края.

В заключении содержатся основные выводы и рекомендации, сформулированные по итогам диссертационного исследования.

Основное содержание РАБОТЫ

  В современных условиях развития общества человеческий капитал приобретает все большее значение. Будущее приоритетное положение государства на мировой арене обуславливается уровнем развития и качеством ее интеллектуальных ресурсов, которые становятся главным производственным фактором. Фундаментальной платформой в формировании и дальнейшем развитии человеческого капитала является сфера образовательных услуг.

Для выявления специфики экономических отношений в сфере образовательных услуг следует обратиться к теории общественных благ, опираясь на которую сформирован ряд целостных подходов к обоснованию их свойств: целостность и универсальный характер потребления, выражающиеся в распространении данного вида благ на всех членов социума; неконкурентный характер потребления, когда граждане не ущемляют возможность  потребления данных благ другими;  нелимитированность, означающая отсутствие возможности ограничения доступа потребителей к этому благу; долговременность, выражающаяся в том, что  текущее потребление общественного блага не сокращает его для следующих поколений; мультипликативность экстерналий, производимых общественным благом, выпадающая на долю третьих лиц, не участвующих непосредственно в производстве или потреблении общественного блага, и выраженная в улучшении качества жизни населения и др.

Свойства частных благ прямо противоположны общественным: избирательность, означающая приобретение частных благ в индивидуальном порядке; делимость, т.е. частные блага представлены отдельными единицами; изолированность, проявляющееся в исключении из потребления отдельных индивидумов через платный характер приобретения блага; соизмеримость, предполагающая окупаемость затрат на производство блага посредством установления соответствующей цены.

С учетом вышеизложенного, образовательные услуги до определенного уровня можно считать общественными, так как выгода от их потребления используется не только непосредственным потребителем, но и приносит пользу всему обществу.

Высшему профессиональному образованию в большей степени присущи черты частного блага, так как оно характеризуется высокой индивидуальной отдачей, являясь некой гарантией профессионального успеха и определенного социального статуса индивида. Кроме того, существует возможность получения высшего образования на основе полного возмещения затрат. Образовательные услуги являются смешанным благом, которому присущи как общественные, так и частные черты.

Таким образом, образование представляет собой целенаправленный непрерывный процесс обучения и воспитания, реализуемый через многоуровневую систему профильных учреждений в интересах человека, семьи, общества, государства,  результатом которого является получение и развитие знаний, умений, навыков, определенного качества, объема и сложности, а также нравственных принципов, мировоззрения и культурно-духовных ценностей в целях социализации личности и  удовлетворения ее образовательных потребностей.

Образовательная услуга выступает в качестве объекта двух видов рынков: труда и образовательных продуктов (услуг), что обуславливает ее двойственную природу. На рисунке 1 отражены отличительные  особенности образовательной услуги от товара.

Товар

Образовательная услуга

Продажа товара осуществляется продавцом в полном объеме.

Образовательная услуга реализуется в том количестве, которое необходимо для удовлетворения потребностей потребителей данного блага

Продажа товара не имеет адресного характера 

Предоставление услуги имеет конкретный, персонифицированный характер

С целью продажи товара заключается договор, подтверждающий совершение операции. Для физических лиц – оформление документов не является обязательным условием.

С целью предоставления образовательной услуги заключается договор, в котором фиксируются взаимные обязательства сторон и их ответственность

Жизненный цикл товара определяется его физическим или моральным износом

Жизненный цикл образовательной услуги в среднем составляет 3–6 лет

Товар предоставляется в установленные период времени и месте.

Образовательная услуга предоставляется поэлементно различными исполнителями. При этом возможна территориальная разобщенность исполнителей.

Рис. 1 – Сравнительная характеристика образовательной услуги и товара (Авторск. разработка)

Кроме того, приведенные выше специфические особенности блага как экономической категории, позволяют рассматривать образовательные услуги не только как результат коммерческой деятельности учреждений сферы образования, осуществляемый на основе договора возмездного оказания услуг, но и как комплекс отношений, в процессе реализации которых индивид удовлетворяет собственные потребности посредством приобретения конкретных знаний, умений, навыков и т.п.

Обобщение существующих подходов к определению сущности образовательных услуг позволило выявить их общие признаки:

  1. В процессе предоставления образовательных услуг осуществляется передача непосредственному потребителю  комплекса знаний и навыков;
  2. Целью предоставления образовательных услуг является удовлетворение потребностей индивида, а через него, - требований рынка труда и общества в целом;
  3. Образовательная услуга характеризуется исключительно процессом передачи информации (обучения), т.е. в отличие от понятия «образование», не включает элемент воспитания и направлена на удовлетворение спроса со стороны рынка труда;
  4. Посредством предоставления образовательных услуг  реализуется миссия сферы образования в целом.

Таким образом, образовательная услуга – это социально-экономическая категория,  отражающая процесс передачи  совокупности знаний, умений, ценностных и морально-этических установок одним (или несколькими) лицом (лицами) (исполнителем, поставщиком, продавцом услуги) и их освоение другим лицом (потребителем, заказчиком, покупателем услуги), в целях удовлетворения, расширения, углубления и развития личных и общественных потребностей, осуществляемый как на основе договора возмездного оказания услуг, так и за счет бюджетных средств различных уровней.

На основе обобщения литературных источников, классификацию образовательных услуг можно  представить в следующем виде (рис. 2).

Ключевым направлением эффективного функционирования  учреждений сферы образования должно стать системное, ориентированное на постоянное повышение, качество  образовательных услуг, которое рассматривается как интегральная характеристика образования и является основным параметром эффективности  деятельности образовательного учреждения. Нами выделено несколько подходов к определению категории «качество образовательных услуг»:

I результато-ориентированный подход, основанный на рассмотрении качества образовательных услуг как итога процесса обучения. Содержание данного подхода иллюстрируют определение, согласно которому качество представляет комплекс образовательных результатов, определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, характерный для выпускников учреждений  сферы образования в соответствии с  поставленными целями обучения и воспитания и направленных на приобретение возможности самостоятельного решения обучаемыми  приоритетных проблем,  реализация которых требует такого интервала времени, который позволяет осуществлять другие виды деятельности,  направленные на их развитие.

II стратегический подход, в соответствии с которым качество рассматривается как генеральная цель поставщика образовательных услуг.

Рис. 2 – Классификация образовательных услуг (Авторск. разработка в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации")

При этом цель может быть связана как  с  удовлетворением потребителя, так и с пороговым значением  стандартов.

III оценочный подход, объединяющий два вышеназванных, согласно которому качество представляет собой оценку соотношения поставленной цели фактически полученному результату  по ряду показателей: оптимальности проекта, процесса, текущих, конечных и отдаленных результатов образования.

IV бенчмаркинговый подход рассматривает качество  как соответствие стандартам, результат и обоснованное достижение и превышение стандарта, схожего для других отраслей экономики. 

V перфекционистский подход, согласно которому качество рассматривается как превосходство или исключительность, а показателями служат  наиболее сложные стандарты и требования (высокий уровень сложности образовательной программы и т.п.).

VI ценностно-ориентированный подход, в рамках которого разработаны модели качества образовательных услуг с позиции ценностного выражения (векторная модель (акцент на общепринятых, декларируемых нормах качества образовательных услуг), результативная модель (рассматривает качество образовательных услуг как итог осуществляемых вложений в систему образования), функциональная модель, предполагающая согласованное функционирование всех элементов сферы образования, модель соответствия, отражающая степень удовлетворения ожиданий участников от фактически предоставленных образовательных услуг), модель приоритетности, связанная с приобретением статуса, престижа, конкурентоспособности образовательных услуг), фактологическая модель, которая строится на фиксации наличия/отсутствия проблем, инновационная модель, в центре внимания которой стремление к новому, динамичному развитию и усовершенствованию образовательных услуг.

Поскольку в получении  качественных образовательных услуг заинтересованы не только непосредственный заказчик и обучающийся, качество  образовательных услуг необходимо рассматривать через призму  удовлетворения заинтересованных сторон компетенциями, формируемыми в ходе самого процесса обучения. Введенный Стандартом качества термин «заинтересованные стороны», обозначающий лицо или группу лиц, заинтересованных в деятельности или эффективности организации применительно к образовательным услугам, ориентируясь на проведенные нами исследования, может быть представлен следующим составом (рис. 3).

  • Заинтересованные стороны
  • Требования заинтересованных сторон

Качество образовательных услуг

ВНЕШНИЕ С ПРЯМЫМ ИНТЕРЕСОМ

  • родители (родственники) обучающихся

- получение знаний, навыков и умений, обеспечивающих получение конкурентоспособного на рынке труда специалиста по выбранной профессии (специальности) и приобретение по окончании обучения определенного социального статуса  в обществе;

- приобретение студентом в процессе обучения  морально-ценностных установок, формирующих целостную и всесторонне развитую личность с четкой гражданской позицией;

- положительная и безопасная  атмосфера процесса обучения

комплекс знаний, навыков и умений, получаемых в благоприятных условиях, способствующих их духовно-нравственному, интеллектуальному развитию и достаточных для достижения успеха в жизни, формирования и развития карьеры

  • организации-работодатели, оплачивающие обучение

- формирование у выпускников компетенций, достаточных для обеспечения  высокой производительности труда и оправдывающие затраты на обучение будущего сотрудника;

- развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, а также высокая работоспособность

  • набор компетенций и профессионально-психологических качеств, формируемых в процессе обучения на основе методов и инструментов современного научно-технического и социально-экономического развития
  • органы местного самоуправления, органы государственной власти, финансирующие подведомственные образовательные учреждения с целью обеспечения предоставления услуг лицам, имеющим право на получение бесплатного образования
  • - формирование у выпускников компетенций по владению теоретическими и практическими навыками по ряду специальностей, наиболее востребованных в современной экономике, достаточных для эффективной профессиональной деятельности в требуемой сфере;
  • - адекватность и соотносимость стоимости обучения полученному «на выходе» специалисту
  • совокупность теоретических и практических навыков и компетенций, позволяющих выпускнику эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, способствующую социально-экономическому развитию региона и государства в целом

ВНЕШНИЕ С КОСВЕННЫМ  ИНТЕРЕСОМ

потенциальные работодатели

формирование у выпускников конкретных знаний, учитывающих быстрое развитие науки и техники и достаточных для обеспечения  высокой производительности труда,  снижение дополнительных затрат организации на переобучение и переподготовку кадров, развитие деятельности организации;

- развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, а также высокая работоспособность

набор компетенций и профессионально-психологических качеств, формируемых в процессе обучения на основе современного научно-технического и социально-экономического развития и обеспечивающий способность выпускника не только  профессионально выполнять свои обязанности, но и уметь видеть перспективы развития организации и способствовать ее дальнейшему росту 

  • общество

- подготовка кадров высокой квалификации, способных обеспечить прогрессивное развитие науки, отраслей и сфер народного хозяйства;

-  воспитание высокообразованных, духовно и нравственно развитых личностей;

- формирование положительного общественного имиджа 

  • Свойство образовательной услуги, высокий уровень которого обеспечивает социально-экономическое, духовно-нравственное и культурное развитие общества, а также конкурентоспособность страны в мировой экономике
  • государство
  • - подготовка высококвалифицированных кадров в порядке, установленном государственными стандартами;
  • - достижение оптимального сочетания «затраты–качество», в целях эффективного расходования средств, выделенных на подготовку студентов;
  • - формирование положительного имиджа государства

передача обучающимся знаний, навыков, умений и компетенций в соответствии с требованиями государственных стандартов, эффективное освоение которых позволит повысить качество жизни граждан и обеспечить конкурентоспособность экономики страны

ВНУТРЕННИЕ  ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

  • обучающиеся (абитуриенты, студенты, аспиранты, слушатели курсов повышения квалификации)

- получение знаний, навыков, умений, обеспечивающих последующее трудоустройство и карьерный рост;

- моральная и психологическая подготовка к будущей профессиональной деятельности

  • комплекс знаний, навыков, умений, а также морально-ценностных и психологических установок, позволяющих достигнуть успеха в сфере профессиональной деятельности и быстро адаптироваться
  • к меняющимся условиям современного информационного общества
  • профессорско-преподавательский состав организации образования

- активизация заинтересованности обучающихся к процессу обучения;

- обеспеченность учебного процесса современной материально-технической базой;

- возможность профессионального и научного роста, творчества, самосовершенствования, обмена опытом с преподавателями из других регионов страны и из-за рубежа

  • набор знаний, умений, навыков,  сформированный с  учетом  новейших отечественных и зарубежных достижений науки и техники,  предоставленный  и освоенный обучающимися с применением эффективных  форм и методов обучения
  • система управления образовательным учреждением

- высокий уровень организации учебного процесса;

- стимулирование и использование результатов инновационной деятельности;

- высокое качество ресурсного обеспечения учебного процесса: профессорско-преподавательские кадры; информационное обеспечение; материально-техническая база и т. д.

- активизация высокого потенциала к обучению;

- налаживание связей  обучающихся с будущими работодателями для практической подготовки студентов на базе предприятий и обеспечение условий для их последующего трудоустройства;

- формирование условий для всестороннего развития студентов: научного, учебного, культурного, общественного, спортивного и т.д.

  • характеристика эффективности
  • образовательной услуги, обеспечиваемая путем достижения высокого качества всех элементов образовательного процесса

Рис. 3 – Качество образовательных услуг в разрезе требований заинтересованных сторон (Авторск. разработка)

Таким образом, качество образовательных услуг представляет собой интегрированную социально-экономическую категорию, характеризующуюся комплексом разнообразных  свойств и характеристик, максимально удовлетворяющих требованиям всех заинтересованных сторон. 

Рост объема предоставляемых образовательных услуг должен сопровождаться соответствующим ростом и качественных показателей. Как свидетельствуют данные официальной статистики, объем платных услуг в системе образования, оказанных населению субъектов Северо-Кавказского федерального округа, стабильно растет (рис. 4).

Рис. 4 - Объем платных услуг населению  в системе образования субъектов СКФО, млн. руб.Авторск. разработка по данным www.gks.ru        

В 2011г. образовательных услуг в России было оказано на общую сумму 347,35 млрд. руб. В Ставропольском крае аналогичный показатель составил 5,05 млрд. руб. Отмеченный рост  происходит на фоне  стабильных показателей темпов роста  консолидированных бюджетных средств и средств  граждан, направляемых  в сферу образования.

Ставропольский край традиционно является лидером среди национальных республик Северного Кавказа по показателям, отражающим состояние развития сферы образования. В крае за последнее десятилетие выросло количество филиалов, причем как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений: в 2011-2012уч. году их насчитывалось соответственно 57-40 государственных и 17 негосударственных.

В вузах края обучается (по данным за 2011-2012уч. год) 126,8 тыс. чел., в т.ч. 102,6 тыс. чел. в государственных вузах и их филиальной сети, что составляет 80,9% от их общего студентов Ставрополья. В 2011г. охват молодежи высшим профессиональным образованием составил 25%, при том, что в 2009г. данный показатель (максимальное значение за весь постперестроечный период) составлял  34,6% (табл. 1).

Таблица 1

Образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ и по субъектам СКФО на начало 2011/12 учебного года

РФ, субъекты СКФО

Число учреждений

Численность студентов,

тыс. человек

всего

государ-ственные и муници-пальные

негосудар-ственные

всего

государ-ственные и муници-пальные

негосудар-ственные

Российская Федерация

1080

634

446

6490,0

5453,9

1036,1

Северо-Кавказский федеральный округ

64

30

34

340,7

289,8

50,8

Республика Дагестан

16

6

10

97,4

84,5

12,9

Республика Ингушетия

2

1

1

11,7

10,2

1,5

Кабардино-Балкарская Республика

4

3

1

24,6

20,1

4,5

Карачаево-Черкесская Республика

2

2

-

15,4

13,4

2,0

Республика Северная Осетия -Алания

12

6

6

31,6

26,7

4,9

Чеченская Республика

4

3

1

33,2

32,4

0,8

Ставропольский край

24

9

15

126,8

102,6

24,2

Авторск. обобщение по: Образование в Ставропольском крае. Ставрополь: Ставстат, 2012. С.66.

Важнейшей характеристикой образования является численность и  качественные характеристики (профессиональные, наиболее простым формальным выражением чего выступает удельный вес среди преподавателей кандидатов и докторов наук) профессорско-преподавательского состава. Его численность  в вузах Северо-Кавказского федерального округа по субъектам сильно варьируется, однако лидером по числу кандидатов и докторов наук в округе является Ставропольский край.  Так, в 2011г. только в негосударственных вузах края работало 100 докторов наук и 533 кандидата наук.

Распределение выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования Ставропольского края по группам направлений и специальностей за последние годы представлено в таблице 2.

  Таблица 2

Выпуск специалистов вузами Ставропольского края по группам направлений и специальностей в 2005-2011гг.

Направления и группы специальностей

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Государственные  высшие  учебные  заведения, чел.

Всего

17775

20330

21877

23957

23653

22955

24153

физико-математические науки

146

197

181

162

165

155

165

естественные науки

294

350

372

334

320

349

304

гуманитарные науки

3547

4181

4406

5039

4665

4678

4979

социальные науки

246

362

320

518

497

393

439

образование и педагогика

2112

2696

2766

2646

2263

2145

2506

здравоохранение

1055

1188

1138

1102

1220

1239

1092

экономика и управление

6201

6348

7425

8483

8442

7813

8200

сфера обслуживания

354

578

630

794

842

838

1008

сельское и рыбное хозяйство

860

931

949

1027

1072

1017

842

геология и разведка полезных ископаемых

190

233

227

265

292

314

366

транспортные средства

485

551

678

514

569

638

662

информатика и вычислительная техника

227

415

407

540

548

602

574

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

503

728

651

565

528

478

431

строительство и архитектура

388

382

418

545

656

712

900

Негосударственные  высшие  учебные  заведения, чел.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

4550

4606

4530

5166

6490

6794

24234

гуманитарные науки

1871

1672

1655

1831

2290

2555

10132

социальные науки

27

16

22

7

4

6

0

образование и педагогика

-

-

-

-

-

1

5

экономика и управление

2544

2744

2642

2983

3751

3812

12177

сфера обслуживания

21

30

30

85

142

113

515

электронная и радиотехника, связь

15

11

17

32

13

7

0

автоматика и управление

36

20

44

25

34

36

106

информатика и выч. техника

18

94

64

117

119

153

605

строительство и архитектура

-

19

37

86

137

111

390

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

18

-

19

-

-

-

0

Авторск. обобщение по: Высшее и среднее образование в Ставропольском крае. 2011. Ставрополь: Ставропольстат, 2011. С.32, Образование в Ставропольском крае. Ставрополь: Ставстат, 2012. С.66.

В 2011г. наиболее востребованными являлись гуманитарные специальности, прежде всего, экономического и юридического профиля. Из числа выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Ставропольского края 2011г. (6641 человек) 2871 (43,2%) – получили направление на работу, самостоятельно устроились - 1030 (%), поступили в аспирантуру - 1372 человека (15,5%) и призваны в ряды Вооруженных Сил 1121 человек (16,9%).

Таким образом, анализ текущего состояния исследуемой сферы в Ставропольском крае подтверждает ведущие позиции региона в образовательном пространстве Северо-Кавказского федерального округа.

Анализ подходов к содержанию параметров оценки качества позволяет представить  ее в виде агрегированной модели, которая включает совокупность факторов, влияющих на формирование качества образовательных услуг:

  1. качество процесса оказания образовательных услуг (процессное качество);
  2. качество результата образовательных услуг (результатное качество);
  3. качество субъекта получения услуг (субъектное качество);
  4. качество ресурсов образовательного процесса (ресурсное качество).

Процессное качество,  в свою очередь, включает в себя качественные параметры технологических моментов оказания образовательных услуг, например, наличие соответствующей материально-технической базы для образовательного процесса, современных форм и методик преподавания и др.

Результатное качество -  способность образовательного учреждения предоставлять востребованные образовательные услуги требуемого качественного уровня, оцениваемого, прежде всего, по способности выпускников использовать полученный объем информации (знаний).

Субъектное качество основано на активной роли потребителя услуг и складывается из его интеллектуальных и личностных качеств, позволяющих воспринимать, накапливать, анализировать и использовать полученную в ходе процесса оказания образовательных услуг информацию.

Ресурсное качество включает в себя оценку интеллектуальных, трудовых, финансовых, материально-технических и прочих ресурсов.

Для упрощения представления и разработки модельных примеров все вышеперечисленные компоненты считаются равновесомыми.

В результате модель качества образовательных услуг может выглядеть следующим образом (формула 1):

  (1),

где - качество образовательной услуги (educational service);

- качество процесса предоставления образовательной услуги (process of realization of educational service);

- качество результата образовательной услуги (result of educational service);

- качество субъекта получения образовательной услуги (subject  of educational service);

Qrep- качество ресурсов образовательного процесса (resources of educational process).

       Приведенные компоненты качества образовательных услуг  могут быть оценены экспертным путем в целом по блоку либо как среднеарифметическое (средневзвешенное) от совокупных  оценок субкомпонент качества.

         Представленные подход и формула для расчета  являются базовыми в авторской методике оценки качества образовательных услуг. При этом состав субкомпонент внутри каждого блока качества может варьировать  в зависимости от поставленной цели, требуемой глубины исследований и др., что придает  данной методике универсальный характер.

На качество образовательных услуг оказывает влияние ряд факторов (социальных, политических, экономических и т.д.). Управление данными факторами предусматривает использование методов повышения качества, под которыми понимается совокупность способов и приемов определенного характера воздействия на элементы образовательной деятельности, направленные на достижение высокого качества образовательных услуг.

Методы повышения качества образовательных услуг целесообразно сгруппировать следующим образом:

    1. Контрольно-распорядительные, проявляющиеся через создание и контроль стандартов, норм, инструкций в области обеспечения качества образовательных услуг;
    2. Социально-экономические методы предусматривают формирование системы экономических условий, стимулирующих сотрудников образовательных учреждений на постоянной основе улучшать и обеспечивать высокое качество образовательных услуг;
    3. Инновационно-процессные, применение которых обусловлено спецификой самих образовательных услуг и заключающиеся в разработке и применении новых эффективных форм работы с обучающимися;
    4. Организационно-психологические методы призваны формировать и поддерживать благоприятный психологический климат в самом учреждении, в коллективе, среди получающих образование с учетом современных  особенностей и потребностей личности в духовном, нравственном и психологическом развитии.
    5. Информационно-маркетинговые методы, обеспечивающие эффективность коммуникаций и направленные на поддержание обратной связи между участниками процесса реализации образовательных услуг с целью быстрого реагирования на любые изменения для достижения высокого уровня качества;
    6. Общественно-политические методы, влияющие на гражданские, патриотические и ценностные установки и опосредованно формирующие у общества требования к качеству образовательных услуг.        

Использование данных методов должно применяться в  сочетании с принципами эффективного формирования качественной образовательной услуги:

    1. Принцип партнерства, заключающийся в совместных усилиях  по обеспечению качества образовательной услуги как администрации и профессорско-педагогического состава учреждения сферы образования, так и со стороны обучающихся;
    2. Принцип мониторинга, имеющий важное  значение  при отслеживании изменяющихся с течением времени требований  заинтересованных сторон и повышения на этой основе качества образовательной услуги;
    3. Принцип сбалансированности, означающий выработку таких решений, которые позволяют достигнуть выполнения требований всех заинтересованных в качестве образовательной услуги сторон на платформе имеющихся в распоряжении образовательного учреждения ресурсов;
    4. Принцип достоверности процессов обеспечения качества образовательных услуг для всех их участников;
    5. Принцип измеримости, отражающий необходимость перманентного мониторинга качества образовательных услуг с целью выявления и оперативного исправления нарушений и сбоев в образовательном процессе;
    6. Принцип оперативности, означающий применение достижений современной науки и техники в процессе управления и оказания качественной образовательной услуги.

Нами составлена концептуальная модель обеспечения качества образовательных услуг, представленная на рисунке 5.

Качество образовательных услуг обеспечивается внутренними и внешними гарантиями.  Государственный  контроль качества образовательных услуг, осуществляемый органами власти различного уровня посредством аттестации, аккредитации и лицензирования, на сегодняшний день является основным механизмом  внешних гарантий качества. Однако, все более очевидным становится необходимость формирования альтернативных государственным  процедур оценки качества образовательных услуг, обусловленная  повышением значимости соответствия образовательных услуг  не государственным  стандартам, а ожиданиям потребителей.

Решение этой проблемы достигается посредством применения общественной и общественно-профессиональной оценки качества образования, позволяющей  использовать различные показатели и критерии, отвечающие требованиям заинтересованных сторон. Итоги общественной оценки находят выражение в рейтингах образовательных учреждений, при этом зачастую уровень исследований чаще всего федеральный и не учитывает особенностей региональной среды образовательных учреждений.

Наиболее перспективным направлением повышения качества образовательных услуг является создание региональной сетевой (функционирующей в сети Интернет) информационной системы мониторинга и оценки качества на основе взаимодействия государственных, общественных, научных и образовательных структур.

Основными компонентами процесса создания и функционирования данной системы являются:

Рисунок 2 – Теоретическая модель формирования качества образовательных услуг

Рис. 5 – Концептуальная модель обеспечения качества образовательных услуг  (Авторск. разработка)

- нормативно-правовой, требующий разработки соответствующей законодательной базы;

- организационно-интеграционный, заключающийся в создании механизма взаимодействия и  координации действий всех участников системы;

- критериально-селективный, отражающий процесс отбора/формирования параметров оценки качества образовательных услуг;

- инструментарно-методологический, предусматривающий формирование инструментария мониторинга и оценки образовательных услуг.

Возможность введения в систему уникальных индикаторов, не предусматриваемых государственными стандартами (например удовлетворенность потребителей образовательных услуг), посредством привлечения других потребителей образовательных услуг к разработке параметров оценки, позволит получить качественно новое представление об образовательных услугах того или иного учреждения. 

Иллюстрацией алгоритма работы данной системы может служить рисунок 6.

Основными функциями данной системы являются:

- обеспечение открытости и гласности информации о качестве образовательных услуг всех учреждений сферы образования региона (округа, страны);

- детализация интересующих потребителей образовательных услуг аспектов их формирования;

- развитие конкурентной среды образовательных учреждений;

- непрерывный сбор и получение актуальной информации  от непосредственных участников и потребителей образовательных услуг;

- непрерывность  оценки качества образовательных услуг на основе утвержденной методики;

- доступность методики определения итоговых показателей качества образовательных услуг того или иного образовательного учреждения.

Использование данной системы на практике позволит:

  1. Усовершенствовать единое информационное пространство в образовательной системе (региона, округа, страны);
  2. Сформировать дополнительные конкурентные условия образовательных учреждений, что будет стимулировать их к развитию и повышению качества своих услуг;
  3. Получить более полную и объективную оценку качества образовательных услуг того или иного учреждения, учитывающую  многообразие и разноплановость обеспечивающих его факторов, за счет привлечения к работе системы государственных, общественных и профессиональных институтов;

       

       

       

Рис. 6 – Алгоритм работы региональной сетевой информационной системы мониторинга и оценки качества образовательных услуг (Авторск. разработка)

  1. Обеспечить доступность информации о значимых для каждого конкретного пользователя критериях образовательной деятельности. Возможность построения рейтингов в разрезе не только вузов, но и отдельных специальностей и показателей позволит образовательным учреждениям выявить слабые места в своей деятельности и принять меры по их устранению, а потребителям образовательных услуг получить реальное представление о формировании показателей качества, сопоставить интересующие их показатели по различным учреждениям сферы образования (региона, округа, государства) и сделать на этой основе соответствующие выводы;
  2. Расширить возможность формирования оценки качества образовательных услуг с учетом индивидуальных потребностей их реальных и потенциальных потребителей, что позволит абитуриентам сделать осознанный выбор между учреждениями сферы образования и предлагаемыми специальностями.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Осознание роли образования в развитии страны определяет пристальное внимание к данной сфере со стороны государства и общества. В широко обсуждаемом проекте Закона «Об образовании в Российской Федерации», содержится определение платных образовательных услуг, представляющих собой ведение образовательной деятельности по осуществлению образовательной программы либо ее части  в соответствии с юридически оформленным соглашением (договором об оказании платных образовательных услуг) с заказчиком, в лице которого могут выступать физические или юридические лица и за его счет.

2. В настоящее время образование принято рассматривать через призму четырех параметров (цель, система, процесс и результат), что получило отражение в работе при формулировке понятий «образование» и «образовательная услуга», поскольку сам процесс предоставления блага связан с приданием новых качеств объекту, на который направлена услуга, в качестве которого может выступать, в том числе духовное и интеллектуальное развитие личности. В этой связи, услуга рассматривается как реализация лицом (группой лиц) какого-либо процесса, с целью  удовлетворения потребностей иного лица с целью достижения полезного эффекта для  последнего.

3. Понятие качества в работе рассматривается как интегральная характеристика образования и является основным параметром эффективности  деятельности образовательного учреждения.

4. Актуальным является вопрос о создании системы государственно-общественного контроля качества образовательных услуг на региональном уровне, позволяющей учитывать социальные, демографические, экономические и другие особенности отдельной территории. Существующие в данный момент в регионах системы подобного рода применяются к системе общего образования, т.е. контроль качества образовательных услуг учреждений среднего и высшего профессионального образования остается за государственными органами управления образованием.

5. В диссертации разработана модель региональной сетевой информационной системы мониторинга и оценки качества образовательных услуг на региональном уровне, позволяющая учитывать социальные, демографические, экономические и другие особенности отдельной территории,  поскольку существующие в данный момент в регионах системы подобного рода применяются к системе общего образования, а контроль качества образовательных услуг учреждений среднего и высшего профессионального образования остается за государственными органами управления образованием.

6. Реализация подобного проекта является весьма сложной в виду необходимости отслеживания и анализа значительного количества разнообразных данных и их сопоставления. В этой связи, создание и внедрение данной модели следует осуществлять совместно органам власти региона, общественным, профессиональным и образовательным организациям и учреждениям для получения наиболее полной и объективной оценки.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих научных работах:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации

      1. Белова (Аушева) Н.Н. Выявление ключевых направлений формирования и развития рынка образовательных услуг//Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 3 // http://www.ivdon.ru. – 0,4 п.л. 
      2. Белова (Аушева) Н.Н., Дергиева А.И. Исследование направлений стимулирования развития рынка образовательных услуг//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2012. – №4. - 0,5 п.л. . -2012. № 4.- 0,6/0,3 п.л.
      3. Белова (Аушева) Н.Н. Исследование специфических черт и особенностей сферы образовательных услуг// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 5.- 0,4 п.л.

Монографии

      1. Белова (Аушева) Н.Н., Дергиева А.И. Закономерности и особенности развития сферы образовательных услуг в регионе. - Пятигорск: РИА на КМВ, 2011. – 8,8/4,4 п.л.

Публикации в других изданиях

      1. Белова (Аушева) Н.Н. Перспективы социально-экономического развития высшей школы в условиях становления виртуального образования//Мат.  Всерос. межвузовского сб. науч. тр. «Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России», ч. 1 (социальные, психолого-педагогические, правовые аспекты). Кисловодск: Российский государственный социальный университет,  2005. - 0,3 п.л.
      2. Белова (Аушева) Н.Н. Инновации творческого стиля и педагогического мастерства в повышении профессионального уровня и авторитета преподавателя высшей школы//Мат.  Всерос. межвузовского сб. науч. тр. «Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России», ч. 1 (социальные, психолого-педагогические, правовые аспекты). Кисловодск: Российский государственный социальный университет,  2005. - 0,3 п.л.
      3. Белова (Аушева) Н.Н. Повышение качества преподавания экономических дисциплин в направлении развития экономики как науки// Мат. научно-практ. конф. ППС ПГТУ «Качество образования и современные информационные технологии». Пятигорск: ПГТУ, 2006. – 0,2 п.л.
      4. Белова (Аушева) Н.Н. Перспективы развития высшей школы с применением телекоммуникационных технологий в организации учебного процесса// Мат. международной науч. конф. «Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве». Москва-Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2006. - 0,2 п.л.
      5. Белова (Аушева) Н.Н. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности с помощью модели открытого дистанционного образования// Мат.  Всерос. межвуз. сб. науч. тр. «Научные концепции повышения жизненного уровня населения на современном этапе развития России», ч. 1 (социальные, психолого-педагогические, правовые аспекты). Кисловодск: Российский государственный социальный ун-т,  2006. – 0,2 п.л.
      6. Белова (Аушева) Н.Н. Перспективы социально-экономического развития высшей школы в условиях становления  виртуального образования// Научная жизнь. – 2006. - №6. – 0,5 п.л.
      7. Белова (Аушева) Н.Н. Повышение квалификации молодежи средствами дистанционного обучения в образовательном пространстве//Сб.науч. тр. Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова. Железноводск: изд-во МГПУ,  2007.–  0,2 п.л.
      8. Белова (Аушева) Н.Н. Повышение квалификации тьютора в дистанционном образовании//Сб.науч. тр. Московского государственного педагогического ун-та им. М.А. Шолохова. Железноводск: изд-во МГПУ,  2007.–  0,2 п.л. 
      9. Белова (Аушева) Н.Н. Дистанционное повышение квалификации педагогов в режиме его индивидуального обучения//Сб. науч. тр. «Информационные технологии в образовании», т. 18, Москва-Лермонтов: МАДИ, СГТУ, 2007. – 0,2 п.л.
      10. Белова (Аушева) Н.Н. Предпосылки организации и развития дистанционного повышения квалификации педагогов// Сб. науч. тр. «Информационные технологии в образовании», т. 18, Москва-Лермонтов: МАДИ, СГТУ, 2007. – 0,2 п.л.
      11. Белова (Аушева) Н.Н. Система обоснования использования компьютеров в образовании//Сб. науч. тр., в рамках V Международной конф. «Мир на Северном Кавказе через языки, культуру, образование». Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2007.  – 0,3 п.л.
      12. Белова (Аушева) Н.Н. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности при помощи модели открытого дистанционного образования// Сб. науч. тр., в рамках V Международной конф. «Мир на Северном Кавказе через языки, культуру, образование». Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2007.  – 0,3 п.л.
      13. Белова (Аушева) Н.Н. Дистанционное обучение: необходимость и значимость//Мат. научно-методической конф. ППС Пятигорского гос. технологического ун-та «Стратегия развития образования и обеспечение качества». Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2007. – 0,2 п.л.
      14. Белова (Аушева) Н.Н. Модульный подход в дистанционном обучении// Мат. научно-методической конф. ППС Пятигорского гос.технологического ун-та «Стратегия развития образования и обеспечение качества». Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2007. – 0,2 п.л.
      15. Белова (Аушева) Н.Н. Управление учебной деятельностью в дистанционной форме//Мат. научно-методической конф. ППС Пятигорского гос. технологического ун-та «Стратегия развития образования и обеспечение качества». - Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2007. – 0,2 п.л.
      16. Белова (Аушева) Н.Н. Принципы образования в качестве дидактической основы изучения дисциплин информационного блока в процессе подготовки менеджеров-экономистов//Сб. науч. тр. в рамках международной конф. «Информационные технологии в гуманитарном образовании». -  Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – 0,2 п.л.
      17. Белова (Аушева) Н.Н. Организация самостоятельной работы как составляющая профессиональной адаптации будущих менеджеров// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Аспирантские тетради, ч. 2.  СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 0,3 п.л.
      18. Белова (Аушева) Н.Н. Основные тенденции профессионального образования менеджеров// Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2008. – 0,3 п.л.
      19. Белова (Аушева) Н.Н. Выбор направлений профессионального образования менеджеров//Мат. Всерос. научно-практической конф. «Открытые информационные технологии: перспективы развития и внедрения». Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия,  2008. – 0,3 п.л.
      20. Белова (Аушева) Н.Н. Профессиональные программные средства, используемые в образовательном процессе будущих менеджеров//Мат.  научно-методической конф. ППС ПГТУ «Стратегия развития образования и обеспечение качества». – Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2010. – 0,1 п.л.
      21. Белова (Аушева) Н.Н. Открытое дистанционное образование в экономическом пространстве// Мат.  научно-методической конф. ППС ПГТУ «Стратегия развития образования и обеспечение качества». – Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2010. – 0,1 п.л.
      22. Белова (Аушева) Н.Н. Дидактическая модель творческого развития и саморазвития педагога в условиях дополнительного профессионального образования//Мат. VI международ. молодежной науч. конф. «Научный потенциал 21 века» общественные и экономические науки, т. 2. – Ставрополь: изд-во СевКавГТУ,  2012. – 0,3 п.л.
      23. Белова (Аушева) Н.Н. Повышение профессионального уровня и авторитета преподавателя высшей школы с помощью инновации творческого стиля и педагогического мастерства//Сб. науч. тр. ПГТУ. 2012. №5. – 0,3 п.л.
      24. Белова (Аушева) Н.Н. Исследование направлений развития сферы образовательных услуг//Сб.науч. статей по мат. 2-ой региональной научно-практической конф. «Молодежь – Кубани. Кубань - молодежи» 5-9 октября 2012. – Краснодар: ООО Типография «Славянка», 2012. – 0,3 п.л.






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.