ГИПОТЕЗЫ Вся Вселенная – живая В своих исследованиях подсознания Зигмунд Фрейд остановился на жизни индивидуума. Его по следователи добрались до памяти рождения и внутриутробного развития человека. Карл Юнг

в сво ей теории архетипов – древних устойчивых представлений, идущих из глубин подсознания – дошёл до истоков возникновения вида Хомо сапиенс. Наш автор Лев МЕЛЬНИКОВ пошёл ещё дальше, до ведя подсознание человека до уровня «неживой» материи. Впрочем, такая ли она «неживая»?

Это и были тотемы – знаки их прародителей. Среди древ Человек – Космос нейших тотемов и почитаемых образов – деревья друидов Прошли времена, когда сфера бессознательного «при- кельтов, священная корова индусов, жук-скарабей надлежала» исключительно мистике и оккультным знани- Древнего Египта, волчица древних римлян, звезда Сириус ям. Сегодня она стала предметом научного исследования. африканского племени догонов, «бел-горюч камень» сла Тем более что ряд учёных укрепляется в мысли: не разум вян и т.д. Что это – случайность или память о прошлом?

роднит нас с Космосом, а именно наше бессознательное. На данные вопросы может ответить концепция устой В его тайниках, возможно, скрыт чивых феноменов подсознания, весь опыт Вселенной, «записана» роднящих нас со всей живой и вся память о живой и неживой при- «неживой» материей.

роде. Так что в известном смысле мы можем представить себя вол Из одной клетки ной, камнем, цветком, пчелой, да всей Вселенной... Велико разнообразие живого Исстари было замечено, что царства, и не находит оно пока ра есть люди, напоминающие тех или ционального объяснения – именно иных представителей животного в силу удивительного множества царства. Это нашло отражение в биологических видов. На Земле древнейших восточных гороско- насчитывается около 1,5 миллио пах. Год Петуха, Обезьяны, Змеи на видов животных и не менее определяли внешность и характер тысяч видов растений. Но что по родившихся под этими знаком лю- разительно: в основе всего этого дей. Мало того, отождествление сонма живых существ, составляю людей с животными лежит в основе щих биосферу Земли – от дрожжей трактата «отца европейской науки» до человека, от устрицы до льва, Аристотеля «Физиогномика». По от водоросли до баобаба, – лежит чертам лица, строению и свойствам одна-единственная порождающая фигуры, складу характера и осо- их «клетка», точнее – субклеточная бенностям поведения людей они структура. Это рибосома – единая – «быки», «обезьяны», «львы», «собаки», «лошади», «птицы» и субклетка, отвечающая за самовоспроизведение клеток т.п. Аристотель не был ни мистиком, ни магом, ни даже поэтом всех живых существ на Земле, совершенно одинаковая (как, скажем, Платон): его отличает ярко выраженное научное для всех видов по своей генетической программе. Она аналитическое мышление. Тем не менее учёный пользовался обнаружена в клетках всех живых организмов. Именно на смелыми анималистскими аналогиями. Почему же какие-то основе этого единого кода разворачивается непостижи люди напоминают животных? Может быть, где-то в глубинах мое великолепие жизни на Земле.

их сознания гнездятся некие рудиментарные воспоминания, Если взять рибосому за точку отсчёта и по спирали раз влияющие на психику и – тем самым – на внешний облик? вернуть от этой точки цепочку живых существ – от однокле Известно, что многие исторические народы считали, что точной водоросли, амёбы до приматов, включая человека, происходят от животных, растений, камней и даже звёзд. образуется диаграмма. Автор назвал её Великая спираль НАУКА и РЕЛИГИЯ [# 610] август I www.n-i-r.su ГИПОТЕЗЫ жизни. Из этой диаграммы ясны непрерывность и откры- Вся Вселенная – живая. Но это не тот несколько наивный тый характер живого – с обоих концов спирали: как в сто- взгляд великого Валерия Брюсова, в соответствии с кото рону усложнения, так и в сторону упрощения жизни. рым мир электрона – это маленькая планетная система, где, Открытость «усложнения живого» означает возможность по словам другого великого поэта Велимира Хлебникова, продолжения эволюции приматов и человека, возможность су- из окошек выглядывают свои Вани и Маши. Нет, этой жи ществования где-то во Вселенной «сверхприматов» и «сверх- вой, но первичный, то есть «элементарный» материал.

человека», как гениально предположил Фридрих Ницше. Но Если вся Вселенная такова, то у нас должны быть не толь эта же диаграмма показывает и открытость «упрощения живо- ко архетипы (прообразы), относящиеся к онтогенезу – инди го», то есть продолжения его глубже точки – рибосомы, через видуальному бессознательному – и филогенезу – коллектив микро- и макромолекулы вплоть до атомов, электронов, фото- ному бессознательному, но и подсознательные импульсы, нов и далее по шкале масштабов микромира материи. уходящие корнями... в растение (вегетативное подсозна тельное), клетки – «простейшее» бессознательное, камни, то есть «минеральное» бессознательное, а также атомы и Мёртвое порождает живое?

электроны – «элементарное» бессознательное, и даже, мо Известны знаменитые апории (логические парадоксы) жет быть, в фотоны и нейтрино... Мы должны ощущать жизнь древнегреческого мудреца Зенона. Один из них – «Куча». всей Вселенной, и какие-то следы этих ощущений генетиче Если, скажем, от 1000 зёрен, которые, несомненно, со- ски должны гнездиться в нашем подсознании. Не отсюда ли ставляют кучу, отнять одно зерно, всё равно остаётся проистекает космическое, почти религиозное чувство, ха куча. Если отнять ещё зерно, тоже останется куча. И так рактерное для многих людей, в том числе и атеистов?

далее до последнего зерна, которое по логике тоже долж- В противоположность зомбированному индивиду, но быть названо «кучей». Это и софизм, и одновременно полностью потерявшему память о своём прошлом, име глубокое диалектическое рассуждение. ются люди, «помнящие», через подсознание, о своём су Рибосома как большая макромолекула – тоже по-своему ществовании даже в виде атома или субатомной частицы «куча», то есть биологически сложно организованное веще- (может проявляться во сне). В восточных школах психо ство. Начнём от рибосомы «отнимать», двигаясь по шкале терапии осуществляют внушение клеткам и атомам тела.

масштабов микромира в сторону «дробления» вещества. Психотерапевтический прибор «релаксатор Мельникова» Но поскольку рибосома живая, то в результате дробления основан на ритмовоздействии через самые глубинные тоже остаётся живое вещество. Так доходим до элементар- структуры организма. При этом осуществляется связь со ных частиц: в финале материя оказывается живой. всей живой Вселенной, так как испытуемые и пациенты Современная наука вплотную подошла к обсужде- ощущают голоса иных сущностей – назовём их «ангелами» нию этого вопроса. Американские учёные, специалисты и их участие в эксперименте.

в области молекулярной биологии Энтони Рис и Майкл Стернберг пишут: «Поведение малых молекул опреде Жизнь минерала ляется свойствами тех атомов, из которых они состоят.

Поэтому разумно предположить, что, исходя из атомных Волос – живой или нет? Живой, так как растёт. Тогда и у ме характеристик, можно объяснить также поведение боль- таллов и минералов, то есть косной, с точки зрения здравого ших макромолекул. А поскольку органеллы (к которым от- смысла, «неживой» материи, имеются некоторые признаки носится и рибосома. – Л.М.), целые клетки и живые ор- жизни. Металлы «устают», и тогда сами собой разрушаются ганизмы представляют собой в сущности просто совокуп- технические устройства. Сталь обладает памятью формы, ког ности макромолекул, возможно, когда-нибудь в далёком да пружина возвращается в исходное состояние. Кристаллы будущем нам удастся построить атомную теорию жизни». растут и стареют.

Фактически это означает признание атома живой суб- Если быть последовательным, необходимо признать, что станцией. Да и как мёртвый атом мог бы порождать жи- где-то в подсознании человека таятся соответствующие вую молекулу? архетипы – жизнь камня, металла или кристалла, вообще Итак, мы пришли к идее живой Вселенной, что было неорганической природы. Не с этим ли связано свойство очевидным для Платона, Джордано Бруно, Галилея, драгоценных камней влиять на поведение и судьбу их вла К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, а теперь становится дельцев? Не в этом ли состоит секрет особенностей тем всё более очевидным для исследователей самых различ- перамента и характера человека? Мы говорим о твёрдом, ных направлений и областей знания. «как гранит», характере, подвижном, «как ртуть», темпера По-видимому, живому нет предела. Поэтому можно опре- менте. Здесь мы погружаемся в такие не исследованные делённо сказать, что не только «электрон неисчерпаем», но пока наукой тёмные глубины, где пока «распоряжаются» что и «жизнь неисчерпаема», имея в виду макро- и микромир. лишь теософия и мистика, для которых (в похвалу им будь НАУКА и РЕЛИГИЯ [# 610] август I www.n-i-r.su ГИПОТЕЗЫ сказано) жизнь природы едина, одухотворена и подчинена Держитесь правой стороны сверху донизу одним и тем же законам живого.

Известный апологет древних знаний Эдуард Щюре спра- Долго и тщетно учёные искали локализацию подсозна ведливо сетует на неподготовленность современной ему (и тельного. По-моему, всё не так безнадёжно. Давно извест нам) науки для решения сложнейших вопросов органической но, что левое и правое полушария мозга играют различную связи человека и природы, тела и души, духа и Космоса. функциональную роль. Левое полушарие «отвечает» за наши «Мы раздробили, – писал он, – воспитание тела, ума и мысли, вычисления, логические операции, правое полуша души. Наши физические и естественные науки, достигшие рие – за художественно-творческую деятельность.

сами по себе большой высоты, совершенно устранили че- Это и есть интуитивная часть психики! Здесь, в правом ловеческую душу и её воздействие на окружающее;

религия полушарии, находится таинственная страна «вечерних» (или перестала удовлетворять требованиям разума, медицина «ночных») проявлений психики. Отсюда идут волны хаоса, и не хочет знать ни о душе, ни о духе человека. Современный отсюда же рождается всё прекрасное, связанное с озаре человек ищет удовольствия без счастья, счастье без знания нием, вдохновением и – космическим сознанием!

и знание без мудрости. Древний мир не допускал, чтобы эти Левое полушарие – наше дневное, или бодрствующее со вещи разделялись. Во всех областях принималась в расчёт знание. В эволюционном плане оно возникло относительно тройственная природа человека». недавно. Архаическая же часть – подсознание, расположено в правом полушарии. Благодаря практически полному пере ходу на механизм дневного сознания, человек использует В поисках утраченного смысла лишь пять–семь процентов нейронов мозга. Таким образом, Если теперь устремиться по спирали жизни в макромир, наша левополушарная цивилизация – шаг назад в эволюции.

мы придём к Великому Неизреченному – к Космосу. Если Человек практически никак не использует бoльшую часть моз малое обладает жизнью, то как же должна быть одухотво- га, разве что во сне, да отдельные люди в творчестве. Это бес рена Вселенная?! Если от простейших до человека мы ви- перспективно. Путь дальнейшего развития сознания проходит дим всё большее усложнение жизни, развитие духовности, через совершенствование правого полушария, то есть подсо то очевидно: наивысшей духовностью обладает Универсум. знания, где скрыты архетипы бессознательного, необходимые Можно назвать это Великое Бесконечное Богом. нам для подлинно гармоничного сосуществования с природой Космические иерархи высокого ранга, принадлежащие и Космосом. Развивать духовность – значит развивать правое одухотворённой Вселенной, не обладают телом в челове- полушарие. Наша культура рационалистична. Необходим пере ческом понимании, они владеют неизвестными нам вида- ход на интуитивизм. Именно такими были древнейшие леген ми энергии. Во всяком случае, электромагнитная энергия, дарные цивилизации Атлантиды и Шамбалы. Думаю, опреде ограниченная скоростью света (300 000 км в секунду), для лённая «местность» на карте подсознания соответствует тому них не предел. Габариты космических иерархов колос- или иному архетипу. Каждый из них открывает бездну новых сальны, а их материальная природа нам неизвестна (воз- знаний и ощущений – на уровне той или иной ступени в мас можно, они являются сгустками энергии). Именно поэтому штабе Вселенной. Вот почему можно почувствовать себя кам Космос – это Великое Неизреченное. Но ведь оно вклю- нем, динозавром, пчелой, океаном, галактикой, Вселенной...